Источник

УЕДИНЕНИЕ

(см. также: Вечность). Выходить из комнат в течение всей зимы никак не советую. Помысл, приходящий тебе о лишении церковной великопостной службы и предлагающий выезд в церковь, – суетный. Оставь его без всякого внимания. Уединение имеет свою пользу, пользу существенную; ты же пришла к нему не сама, но приведена перстом Божиим при посредстве болезней. Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые Отцы удалялись в глубокие пустыни и на многие годы лишали себя церковной службы. Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно, дома, с пользой для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Тайн отложить до Петрова поста. Не то важно, чтобы приобщаться часто, но чтобы приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу.

Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу – эта жизнь была приготовлением к причащению, которого она удостоилась перед концом жизни. Я до сих пор не выходил из комнат и вижу, что во все время Великого поста должен оставаться безвыходно в них... 397.

Поверь – твоя тихая жизнь в уединении блаженнее шумной и светлой жизни многих в столице. Твоя жизнь полна, а их – пуста. Множество развлечений рождает множество грехов по причине встречающихся случаев ко греху; от таких встреч огражден уединенный. Недаром один великий Отец сказал: «Начало зла – рассеянность!». Как бы и мне желалось, при преклонных моих летах и слабости здоровья, приютиться в какое-либо уединенное, неизвестное миру место. Но до сих пор не вижу к этому никаких средств. Будь воля Бога моего, Который знает, что мне полезно. 418.

При таком уединении, какое ожидает тебя в Ивашове, полезно заняться молитвой при каком-либо самом машинальном рукоделии, которое не отвлекало бы к себе ума или отвлекало наименее. При таком рукоделии надо произносить неспешно молитву так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Надо заключать ум в слова молитвы, по выражению и наставлению святого Иоанна Лествичника, то есть произносить молитву с крайним вниманием. При ком другом молитва произносится одним умом, а наедине – шепотом, устами и языком, так, чтобы слышать самому себя. Хорошо, когда человек будет подумывать о будущей жизни и к ней благовременно приготовится. 427.

Что сказать тебе в ответ на твои мысли об удалении от мира? Господь, благословивший и установивший такое удаление, вместе с тем заповедал сперва сосчитать имение свое, достаточно ли оно для созидания этой высокой жизни, количество сил своих для борьбы с силами противными. Советую тебе сводить этот счет молитвой, отдаваясь на волю Божию. Я сколько ни молил Бога, чтобы даровал мне уединенную жизнь, но и до сих пор остаюсь в Сергиевой пустыни, подвергаясь развлечениям различного рода. Недостаточно, чтобы хотели – надо, чтобы воле Божией сообразно было наше хотение. Мы хотим теперь, а Бог уготовляет иногда это же самое через многие годы. В настоящее время ты необходим для Алеши, на которого, в случае твоего удаления, с полным правом накинется его дед и сделает его несчастным по душе и по телу. 444.

Мое желание переместиться из шумной Сергиевой пустыни в уединение, чтобы там тщательнее приготовиться к переходу в вечность, разгорается более и более. 449.

Весьма благодарен тебе, что ты дал всем правильное понятие о моем положении. Надеюсь, что и П.П. убедится, что для меня общественное служение невозможно и что можно быть полезным христианскому обществу из уединения, если в уединение человек призван Богом. 499.

Невозможно среди молвы удерживать свое настроение в одинаковом положении, как это возможно в уединении. Впрочем, и в уединении случаются уклонения, производимые страстями падшего естества, которые не могут не проявлять своего присутствия в человеке. На эти изменения должно смотреть благоразумно, как бы на перемены погоды, по сравнению, сделанному преподобным Макарием Великим, и не оставаться долго в увлечении, скорее выходить из него. 500.

...Угодник Божий святитель Тихон, оставив епископскую кафедру, сперва скучал в монастырском уединении, будучи лишен административной деятельности. То же самое замечено и на других. Я, напротив того, проведя начало моего иночества в уединеннейших монастырях и напитавшись понятиями самой строгой аскетики, сохранял это направление в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете – скитянином. Здесь продолжается то же самое, только в большей степени – так сроднился с келией, что с трудом могу принудить себя выйти в сад, чтобы доставить себе необходимое для здоровья уединение. Такого направления моего многие и не подозревают, а потому сочиняют для меня направление, вполне чуждое мне, что мне и писал покойный митрополит Григорий. Удовлетворив моему прошению, доставят двойную плату: 1) меня не только успокоят – облагодетельствуют, предоставив мне жительство, удовлетворяющее моему направлению; 2) успокоят тех, которые видят во мне разные замыслы, опасные или неприятные для них. И второй пункт для меня очень важен. Преподобный Пимен Великий сказал: «Не живи там и так, где жительство твое приносит смущение ближним, иначе и ты лишаешься духовного плода единственно по той причине, что жительство твое приводит ближних в смущение». 590.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle