УДАЛЕНИЕ НА ПОКОЙ
(см. также: О своей жизни). Особенная милость Божия привела меня в тихое пристанище. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира. В твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться двоедушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродолжительном времени может быть закрыто смертью. Заглядываться на стороны некогда. 473.
...Я, видя, что дни мои, яко сень, уклоняются, а силы крайне слабеют, сверх того, имея давнишнее желание окончить дни свои в уединении, подал прошение в Святейший Синод об увольнении меня от управления епархией и о предоставлении мне в управление общежительного Бабаевского монастыря Костромской епархии. Сделав это, я ощутил в душе моей особенное чувство спокойствия и даже тихой радости, как по исполнении своего долга. Не с моим направлением жить в видных местах и занимать видные должности. А теперь – и не с моими силами и здоровьем. Если же поколебаться от двоедушия и благое намерение удаления для покаяния отлагать день за днем, к чему лестью влечет враг спасения нашего под различными предлогами благовидными, то можно в таком двоедушии и нерешительности провести всю земную жизнь и быть застигнутым смертью в неготовности. Бабайки – место уединенное, мало посещаемое, особенно зимой вовсе не посещаемое, сухое и здоровое, при реке Волге. Если Бог дарует мне этот приют, то он может сделаться приютом для многих истинно желающих спасения вдали от шумного мира.
Попроси от меня отца архиерея И., чтобы он поговорил обо мне Митрополиту, а если нельзя прямо, то через преосвященного викария. Основание в том, что многие ученые монахи имеют обо мне самое превратное понятие, судя по себе. [...]
Кроме просьбы в Синоде, я писал и просительные письма к митрополитам Московскому и Петербургскому и обер-прокурору. Прошение послано 24 июля, следовательно, с переговорами надо поторопиться. 590.