МИР БОЖИЙ
Мир как произведение Живого, Премудрого Бога полон жизни: везде и во всем жизнь и премудрость, во всем видим выражение мысли, как в целом, так и во всех частях. Это настоящая книга, из которой можно, хотя и не так ясно, как из откровения, учиться Богопознанию. Прежде чем стал мир, был только живой беспредельный Бог; когда мир из небытия воззван к бытию, Бог, конечно не сделался ограниченным, вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нем, но эта полнота жизни и беспредельности выразилась и в тварях, живых и органических, которых безмерно много, и все одарены жизнью (6).
* * *
Ограниченность мира и особенно человека. Мир как точка опоры для телесных тварей, чтобы они не исчезали в беспредельности. Письмена Слова Божия вернее и яснее говорят о мире, чем сам мир или расположение слоев земных: письмена природы внутри ее как мертвые и безгласные ничего определенного не выражают. «Где был ты, человек, когда Я полагал основания земли?» (Иов. 38:4). Разве ты был при Боге, когда Он устроял вселенную? «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него?» (Ис. 40:13). А вы, геологи, хвалитесь, что уразумели в построении слоев земли ум Господень и утверждаете это наперекор священному бытописанию! Вы более верите мертвым буквам слоев земных, бездушной земле, чем боговдохновенным словам великого пророка и Боговидца Моисея (6).
* * *
Ограниченность человека примечаема из рассматривания его по отношению ко всему миру Божию, громадному, светозарному, в частности, к огромным расстояниям неба от земли; по отношению к стихиям земным, которые часто страшно враждуют против него, сожигая его или его имущество, потопляя его или его жилище, корабль и прочее, раздувая бурным дыханием или иначе; по отношению к животным, которые большей частью живут вне всякой зависимости от него и далее наводят на него страх; по отношению к растениям, которые так прекрасно одеваются, живут часто дольше его и выходят из земли совершенно без его ведома и искусства; наконец, по отношению даже к своему телу, которое томит его часто чувством голода, жажды, покоя и прочее. Все, что около человека, не его, а Божие, и все, что у человека, Божие, а не его (11).