Источник

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(см. также: О своей жизни, О своем здоровье). Утешительны виды Бабаевского монастыря! – Земля покрыта льдом и снегом – как мертвец, покрытый покровом из серебряного глазета; сельская повсюду простота и обычаи Руси, в которых что-то священное! 396.

...Мне, кажется, суждено большую часть жизни провести в Петербурге. Если бы, по милости Божией, возвратилась хотя бы малейшая часть моего здоровья и можно бы было сколько-нибудь исправлять свои обязанности, то жизнь в Петербурге еще сносна. Но при постоянном лежании на постели нужен приют более спокойный. Здешнее местечко очень спокойно и уединенно; посетителей почти нет никаких. Воздух и воды чудные. Отец игумен с течением времени получает ко мне и особенную доверенность, и особенное расположение. Братия стараются один перед другим оказывать зависящие от них услуги... 406.

Бабаевский монастырь очень уединен, особенно зимой, а потому здесь ощутительно действуют бесовские брани, но Бог – Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бесовские брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 474.

На этой почте получил отношение из кабинета о выдаче мне в пенсию 3000 рублей серебром из Ярославского казначейства. Мне бы желалось из этих денег дать что-нибудь в монастырь, но и на устройство приюта с мебелью нужно больше этой суммы. Я не выхожу из комнаты и при строжайшей диете чувствую необыкновенное умножение крови.

Здешнее уединение очень утешительно, оно производит спасительное влияние на душу, изглаживая мало-помалу воспоминания мирские. Что Богу угодно, то и будет с нами в нынешний трудный век! 480.

Благословен Бог, освободивший тебя от уз мира и дарующий тебе возможность приготовиться покаянием к переходу в вечность. Бабаевский монастырь есть весьма удобное место для такой жизни, с такой целью, с целью приготовления себя в вечность. Монастырь очень уединен не только зимой, но и летом. 492.

Мое здоровье – как и было. То поотдаст, то опять так прижмет, что поневоле начнешь думать о смерти. В моей спальне повесили густые ситцевые занавески, отчего эта келия приняла характер затворнической. Никогда помещением своим я не был так доволен! Иногда взглянешь на мои две комнатки – и они представляются как бы раем. Вообще положение мое на Бабайках самое соответствующее состоянию моего здоровья и душевному настроению, а потому и самое удовлетворительное. Заметно, что оно становится лучше и лучше! Это заставляет предполагать, что мы будем очень спокойны, когда пообживемся да устроимся, когда опасающиеся нас убедятся, что нечего опасаться. 495.

Очень буду рад лично познакомиться с П.И. и его семейством, если они посетят Бабаевский монастырь, который по направлению братства и по уставу очень похож на Оптину. Монастырь здешний менее посещаем, и братство проще.

Об отце Иустине и старшей братии. Совет П.И. считаю очень основательным, а потому и не буду делать много представления. Надо дать время, чтобы в нас всмотрелись и в нас удостоверились. Святой Тихон Воронежский пишет в келейных письмах, что люди судят по себе. Ты думаешь, нас не подозревают в какой-либо земной цели те, которые, кроме земной цели, иной не имеют? Подозревают, знай наверное. 496.

За № 101 донесено Синоду о спасении 14 человек от потопления. Их принесло пред монастырь на Тихвинке и затерло льдом ближе к противоположному берегу. Поднялся вопль народа, находившегося на судне и увидевшего опасность своего положения; некоторые стояли с воздетыми к небу руками, как видно, на молитве. Помощь казалась невозможной, потому что река была покрыта ледяными глыбами. Одно известное тебе самоотвержение отца Иустина могло воодушевить некоторых из братии. Они, имея во главе настоятеля, отправились на реку и, подвергая себя очевидной опасности, спасли жизнь 14 человекам. Особенно отличились иеромонах и иеродиакон Никодим. 530.

Приехав 14 октября в Пустынную обитель святителя Николая, Бабаевскую, я нашел там письмо твое от 29 сентября. Путь совершил я с трудом по слабости тела, истощенного болезнями, а в Москве захворал серьезно. Больным выехал из Москвы и больным приехал сюда, несмотря на то что к заболевшей ноге приставлено было в Москве 120 пиявок.

Монастырь Бабаевский заштатный, общежительный, строительский. Настоятели за многие достоинства возводятся в игумены и, изредка, в архимандриты. Имеется 36 манатейных вакансий, но налицо находятся только 18 монахов. Монастырь в упадке и по нравственному, и по материальному отношениям, расположен на весьма здоровой и довольно приятной местности, весьма удобен для монашеской жизни. Будущее монастыря во власти Божией. 592.

Не могу нарадоваться настоящему моему положению. После долгих страданий среди бурного житейского моря Бог привел в тихое пристанище. Все устроилось как нельзя лучше. Еще прежде моего прибытия здешний настоятель исходатайствовал себе другое настоятельское место, а потому естественно, что Иустин заступил его место, к общему удовольствию братства, коего налицо более 80 человек. Монастырь – особенно удобный для монашеской жизни во всех отношениях! Воздух и вода прездоровые. 593.

Слава Богу за все! В 1856 году, кажется, я именно для того и возобновил знакомство с оптинскими, чтобы еще более разойтись с ними.

Промысл Божий избавил и от Ювеналия, который не понес бы моих немощей. Теперь я в своем кругу! Среди братии, несущих мои немощи. Весьма сошелся с отцом Феофаном, бывшим Никифоровским, который здесь помаленьку старчествует. И прежнее братство Бабаевское, простое, с пустынным направлением, мне, старику, на руку. Монастырь преуединенный, особенно зимой. Слава Богу, давшему покой после продолжительнаго обуревания. Здоровьишко очень слабо. И за то слава Богу! 597.

Здесь с июня месяца наступила хорошая погода, перепадают дожди, но вокруг монастыря нет грязи; хлеба и травы хороши. Посетителей монастырь почти не имеет; летом уединение почти такое же, как и зимой. Простолюдины посещают монастырь в значительном числе, но они приходят к богослужению и после него уходят в свои села или на гостиницу, не беспокоя прихотливыми требованиями братию. 600.

Бабаевский монастырь, весьма уединенный зимой, оказывается весьма уединенным и в летнее время. 602.

Здешнее место не Сергиева пустынь. Так называемыми талантами, при которых позволяют себе гордость, самоволие и другие послабления, здесь не дорожат, а дорожат сохранением монашеского направления. Нарушителю монастырских правил и благочиния, кто бы он ни был, выдается непременно билет для приискания себе другого места. А потому желающий здесь жить должен предварительно приуготовиться к покаянию, которое определяется святым Иоанном Лествичником так: «покаяние состоит в постоянном утеснении чрева и сокрушении духа». С иным уготовлением лучше сюда не вступать. Место здешнее уединенное, способствующее вниманию себе и покаянию; в города и села братии не позволяется отлучаться, в гостиницу без спросу не ходят, женского пола в келии к себе не принимают. 604.

...Наш монастырь каким-то скитком представляется – на манер южных пустынь. – Тихо! Безмолвно! Бесхитростно! Любовно! Радостно! – Мытарево слово! Не чаем и не отчаиваемся! Блажен, кто может сказать: течем да постигнем. С нами Бог! Разумейте и покоряйтеся язы́цы! Стоим ли? – Пред Богом стоим! Лежим ли? – С нами Бог! Силен нас поднять! Успокоюсь; почию: яко Ты, Господи, на уповании покаяния, вселил мя еси! Хотя и должен я сказать: смятеся сердце мое – когда помыслю о множестве согрешений моих. И не вниди в суд с рабом Твоим, ибо не только умерщвленный грехами, но и живый по причине живущей в нем благодати не оправдится пред Тобою, и правды наши судить имущим. О! Простите моему безумию, впрочем, с нами Бог! 610.

Хлопочу около своего монастырька и помаленьку стараюсь приводить оный в хорошее состояние; мог бы надеяться к осени жить поспокойнее, ибо к сему времени должны быть отделаны Строительские келии, а теперь весьма теснюсь – и то к счастью, что удалось выстроить флигелек о семи келиях, из которых в одной живу, хотя не просторно, но с теплом. Очень часто бываю болен. Говорят, будто ожидает меня перемещение в Корнильев монастырь – игуменский.

Братия у меня, Божией милостью, крайне смирная, а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее и помнить оное евангельское слово: «Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити...» (Мф.20:28). 611.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle