Источник

Святое Евангелие Иисуса Христа по Марку

Глава I

1) Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. 2) Как написано у Исаии пророка: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал.3:1). 3) «Глас вопиющего в пустыне: „приготовьте путь Господень, прямыми сделайте стези Его”» (Ис. 40, 3). 4) Был Иоанн, в пустыне крестя и проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов. 5) И выходили к нему все царство Иудейское и все иерусалимляне, и крещены были от него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. 6) И Иоанн был одет в [одежду из] волоса верблюдов и пояс кожаный на чреслах его, и ел саранчу и дикий мед. 7) И проповедовал, говоря: «Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8) я крестил вас водою, Он же будет крестить вас Духом Святым». 9) И сталось: во дни те пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10) И как только выходил из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего и пребывающего на Нем. 11) И глас сделался с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение». 12) И тотчас Дух уводит Его в пустыню. 13) И был Он в пустыне сорок дней и сорок ночей, и был искушаем от сатаны, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. 14) После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15) и говоря: «Ведь исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». 16) И проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17) И сказал им Иисус: «Идите за Мною, и Я сделаю вас [такими], что вы будете ловцами человеков». 18) И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 19) И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также укладывающих сети в лодке; 20) и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с наемниками, последовали за Ним. 21) И приходят в Капернаум; и тотчас в субботу, войдя в синагогу, учил их. 22) И дивились над Его учением, ибо Он был учившим их, как власть имеющий, а не как книжники. 23) И был в синагоге их человек, в духе нечистом, и вскричал, 24) сказав: «Что нам и Тебе, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас? Знаю, кто Ты, Святый Божий». 25) И запретил ему Иисус, говоря: «Замолчи и выйди из человека». 26) И дух нечистый, разрывая его и возопив гласом великим, вышел из него. 27) И были все удивлены, так что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» 28) И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее. 29) И, выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. 30) Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. 31) И, подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и сразу оставила ее лихорадка, и она служила им. 32) При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех имущих недуги и имущих бесов. 33) И был весь город собран у дверей. 34) И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; и изгнал многих бесов, и не позволял им говорить, ибо они знали Его. 35) И встав весьма рано утром, выйдя, удалился в пустынное место, и там молился. 36) И пошли за Ним Симон и бывшие с ним. 37) И, когда нашли Его, говорят Ему: «Ведь все ищут Тебя». 38) И Он говорит им: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел». 39) И Он проповедовал в синагогах их и по всей Галилее, и изгонял бесов. 40) И пришел к Нему прокаженный, умоляя Его и преклоняя пред Ним колено, [и] говорит Ему: «Если хочешь, можешь меня очистить». 41) Иисус же, смилостивившись над ним, простер руку Свою; и, коснувшись его, сказал ему: «Хочу, очистись». 42) И когда Он сказал, тотчас сошла с него проказа, и он стал чист. 43) И пригрозил ему, и тотчас отослал его, 44) и сказал ему: «Смотри, никому не говори, но пойди, покажись первосвященнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им». 45) А он, выйдя, начал провозглашать и распространять молву, так что [Иисус] не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных, и приходили к Нему отовсюду.

Глава II

1) И опять через [несколько] дней пришел Он в Капернаум; 2) и слышно стало, что Он был в доме, и собрались многие, так что уже не было места, не было даже у дверей; и Он говорил им слово. 3) И пришли к Нему несущие расслабленного, которого несли четверо. 4) И поскольку не имели возможности внести его из-за толпы, прокопали кровлю [дома], где Он находился, и, широко раскрыв, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5) Когда же увидел Иисус веру их, говорит расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». 6) Были же там некоторые из книжников, сидевшие и помышлявшие в сердцах своих: 7) «Что Он так говорит? Богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» 8) Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? 9) Что легче, сказать ли расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои», – или сказать: «Встань, возьми свою постель и ходи»? 10) Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», – говорит расслабленному: 11) «Тебе говорю: „Встань, возьми постель твою и иди в дом твой”». 12) И тотчас встал он и, взяв постель, пошел перед всеми, так что все изумлялись и почтили Бога, говоря: «Ведь никогда такого мы не видали». 13) И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. 14) И когда проходил, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: «Следуй за Мною». И он, встав, последовал за Ним. 15) И сталось: когда Он возлежал в доме его, многие мытари и грешники возлежали с Ним и учениками Его: ибо их было много, и они следовали за Ним. 16) А книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: «Почему ест и пьет с мытарями и грешниками Учитель ваш?» 17) Услышав сие, Иисус говорит им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но имущие недуг; ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников». 18) И были ученики Иоанновы и фарисейские постящимися. И пришли, и сказали Ему: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, Твои же ученики не постятся?» 19) И сказал им Иисус: «Могут ли сыны брака, когда с ними Жених, поститься? Доколе имеют при себе Жениха, не могут поститься. 20) Придут же дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. 21) Никто не пришивает заплату из грубой ткани к ризе ветхой, ибо иначе новое приставленное отдерет от старого, и дыра будет еще больше. 22) И никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». 23) И случилось Ему снова в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его начали проходить и срывать колосья. 24) Фарисеи же сказали Ему: «Вот, почему они делают в субботу, чего не позволено делать?» 25) И Он сказал им: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел необходимость и взалкал сам и те, кто был с ним? 26) Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не позволительно было есть никому, кроме священников, и дал тем, кто был с ним?» (см. Лев. 24:5–9; 1Цар. 21:2–7). 27) И сказал им: «Суббота для человека создана, а не человек для субботы. 28) Так что Сын Человеческий есть господин даже субботы».

Глава III

1) И пришел опять в синагогу; и там был человек, имевший иссохшую руку. 2) И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 3) А Он говорит человеку, имевшему иссохшую руку: «Стань на средину». 4) И Он говорит им: «Позволено ли в субботу добро делать, или – зло? Жизнь спасти, или погубить?» А они молчали. 5) И, обозрев их с гневом, сокрушаясь об ослеплении сердец их, говорит человеку: «Протяни руку твою». И он протянул, и восстановилась рука его. 6) Выйдя же, фарисеи немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. 7) Иисус же с учениками Своими удалился к морю; и многочисленная толпа из Галилеи и Иудеи последовала за Ним, 8) а [также] из Иерусалима, из Идумеи и из-за Иордана. И которые [жили] в окрестностях Тира и Сидона, в великом множестве, услышав, что Он делал, шли к Нему. 9) И сказал ученикам Своим, чтобы готов был для Него кораблик по причине многолюдства, дабы не теснили Его. 10) Ибо многих Он исцелил, так что бросались к Нему, чтобы коснуться Его, сколько их имело язвы. 11) И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и вопияли, говоря: 12) «Ты – Сын Божий». И Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. 13) И взойдя на гору, Он позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14) И сделал так, чтобы двенадцать с Ним были; и чтобы Он посылал их проповедовать. 15) И дал им власть исцелять от болезней и изгонять бесов. 16) И дал Симону имя Петр. 17) [Поставил:] и Иакова Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова, и нарек им имена Воанергес, то есть «Сыны Грома», 18) и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Хананея, 19) и Иуду Искариота, который и предал Его. 20) И приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба поесть. 21) И, услышав, близкие [Его], вышли взять Его, ведь говорили: «Ибо Он пребывает в исступлении». 22) А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: «Ибо Он имеет [в Себе] веельзевула, и ибо Он изгоняет бесов силою бесовского князя». 23) И, призвав их, говорил им в притчах: «Каким образом может сатана изгонять сатану? 24) И если царство разделено будет само в себе, не может устоять царство то; 25) и если дом развален будет сам в себе, не может устоять дом тот; 26) и если сатана восстал на самого себя, он разделен и не может устоять, но пришел конец его. 27) Никто не может, войдя в дом сильного, расхитить утвари его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28) Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и богохульства, какими бы ни хулили; 29) кто же будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но будет повинен он вечному греху». 30) [Сказал], потому что говорили: «Он имеет нечистого духа». 31) И пришли Матерь Его и братья и, стоя вовне, послали к Нему зовущих Его, 32) и сидел вокруг Него народ. И сказали Ему: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои, находясь снаружи, спрашивают Тебя». 33) И отвечая им, говорит: «Кто матерь Моя и братья Мои?» 34) И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои; 35) ибо кто будет творить волю Божию, тот Мне брат, и сестра Мне, и матерь».

Глава IV

1) И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, вокруг моря. 2) И учил их в притчах много, и говорил им в учении Своем: 3) «Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять. 4) И, когда сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы небесные и поклевали то. 5) Иное же упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не имело глубокой земли; 6) и когда взошло солнце, увяло; и, так как не имело корня, засохло. 7) И иное упало в тернии, и тернии выросли, и заглушили то, и оно не дало плода. 8) И иное упало на добрую землю и дало плод взошедший и выросший, и принесло иное тридцать, иное – шестьдесят, и иное – сто». 9) И сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» 10) И когда Он остался один, спросили Его бывшие с Ним Двенадцать о притче. 11) И сказал им: «Вам дано знать тайну Царствия Божия, тем же, кто вне, все бывает в притчах; 12) так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, чтобы не обратились и не были прощены им грехи». 13) И говорит им: «Не постигаете этой притчи? И каким же образом вы все притчи уразумеете? 14) Кто сеет, слово сеет. 15) Те же, что при дороге, это где сеется слово, а когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16) И подобным образом те суть посеянное на каменистом месте, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17) но не имеют в себе корня, но непостоянны; потом, когда настанет скорбь и гонение за слово, тотчас соблазняются. 18) И иные суть посеянное в тернии, это те, кто слышит слово, 19) но в которых заботы века сего, и обольщение богатством, и иные кругом похоти, входя, заглушают слово, и оно делается бесплодным. 20) И те – посеянное на доброй земле, – которые слушают слово и принимают, и плодоносят, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». 21) И сказал им: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под ведро или под ложе? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22) Ибо нет ничего сокровенного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23) Если кто имеет уши слышать, да слышит!» 24) И сказал им: «Замечайте [videte], что слышите: какою мерою мерить будете, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. 25) Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется даже то, что имеет». 26) И сказал: «Таково Царствие Божие, как если человек бросит семя в землю, 27) и спит, и встает ночью и днем; а семя всходит и растет, пока он [сам] не знает [как]. 28) Ибо земля далее плодоносит, принося прежде траву, затем колос, затем полное зерно в колосе. 29) И когда она произведет плод, он немедленно посылает серп, потому что настала жатва». 30) И сказал: «Чему уподобим Царствие Божие? Или с какою притчею сравним его? 31) [Оно] – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, меньше всех семян, какие есть на земле; 32) а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут обитать птицы небесные». 33) И таковыми многими притчами проповедовал им слово, насколько они могли слышать; 34) без притчи же не говорил им, ученикам же Своим в стороне изъяснял все. 35) И сказал им в тот день, при наступлении вечера: «Переправимся на ту сторону». 36) И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был, в лодке; и другие лодки были с Ним. 37) И поднялся порыв сильнейшего ветра; и волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. 38) А Он был на корме, спавши на возглавии. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель! Неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?» 39) И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, затихни». И перестал ветер, и сделалась великая тишина. 40) И сказал им: «Что вы так боязливы? У вас еще нет веры?» И убоялись страхом великим, и говорили между собою: «Кто же Сей, как думаешь, что и ветер, и море повинуются Ему?»

Глава V

1) И пришли на другой берег моря, в страну Герасинскую [Gerasenorum]. 2) И когда вышел Он из лодки, тотчас встретился вышедший из гробниц человек, одержимый нечистым духом, 3) который имел жилище в гробницах, и никто еще не мог связать его даже цепью, 4) потому что часто был он скован колодками ножными и цепями, но разрывал цепи и разбивал колодки, и никто не в силах был укротить его; 5) и всегда, ночью и днем, в гробницах и в горах был, крича и бившись о камни. 6) Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7) и, вскричав громким голосом, сказал: «Что мне и Тебе /т. е. Тебе до меня/, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» 8) Ибо [Иисус] сказал ему: «Выйди, дух нечистый, из человека». 9) И спросил его: «Как тебе имя?» И он сказал в ответ: «Легион имя мне, потому что нас – много». 10) И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны [той]. 11) Было же там, при горе, большое стадо свиней пасшееся. 12) И просили Его духи, говоря: «Пошли нас в свиней, чтобы мы вошли в них». 13) И тотчас позволил им Иисус. И, выйдя, нечистые духи вошли в свиней; и с большой стремительностью стадо ринулось в море, числом в тысячи две; и потонули в море. 14) Кто же пас их, побежали и рассказали в городе и на полях. И вышли посмотреть, что случилось. 15) И приходят к Иисусу, и видят, того, что был одержим бесом, сидящим, одетым и в здравом уме; и устрашились. 16) И рассказали им видевшие о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17) И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18) И когда Он вошел в лодку, начал просить Его бесновавшийся, чтобы быть с Ним. 19) А Он не дозволил ему, но сказал ему: «Иди в дом твой к своим и расскажи им, какие великие дела сотворил с тобою Господь и как милостив был к тебе». 20) И пошел, и начал проповедовать в Десятиградии, какие великие дела сотворил с ним Иисус; и все были удивлены. 21) И когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралась к Нему многочисленная толпа, и Он был около моря. 22) И приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23) и много умолял Его, говоря: «Ибо дочь моя при смерти; приди, возложи на нее руки, чтобы она спасена была и осталась жива». 24) И пошел с ним, и за Ним следовало многочисленная толпа, и теснили Его. 25) И женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26) и немало потерпела от многих врачей, и истратила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – 27) когда услышала об Иисусе, подошла в толпе сзади и прикоснулась к одежде Его, 28) ибо говорила: «Если и к одежде Его прикоснусь, спасена буду». 29) И тотчас иссяк источник крови ее, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. 30) И тотчас Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, повернувшись к толпе, сказал: «Кто прикоснулся к одежде Моей?» 31) И сказали Ему ученики Его: «Ты видишь толпу, теснящую Тебя, и говоришь: „кто прикоснулся ко Мне?”» 32) И Он посмотрел вокруг, чтобы увидеть ту, которая это сделала. 33) Женщина же, страшась и трепеща, зная, что с нею произошло, подошла и пала пред Ним, и сказала Ему всю истину. 34) Он же сказал ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». 35) Когда Он еще говорил, приходят к начальнику синагоги, говоря: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» 36) Иисус же, услышав сказанные слова, говорит начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй». 37) И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, и Иакова, и Иоанна, брата Иакова. 38) И пришли в дом начальника синагоги; и Он видит смятение, и плачущих, и вопиющих много. 39) И, войдя, говорит им: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит». 40) И смеялись над Ним. Он же, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. 41) И, взяв девицу за руку, говорит ей: «Талифа куми», что переводится: «Девица, – тебе говорю, – встань». 42) И тотчас встала девица и пошла, была же она двенадцати лет. И удивились изумлением великим. 43) И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Глава VI

1) И вышел Он оттуда, пришел в Свое отечество; и следовали за Ним ученики Его. 2) И когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие были удивлены учением Его, говоря: «Откуда у Него все это? И что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса /букв.: «силы»/ совершаются руками Его? 3) Не плотник ли Сей есть, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» И соблазнялись о Нем. 4) И сказал им Иисус: «Ибо не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и в доме своем, и у сродников своих». 5) И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил. 6) И был удивлен неверию их; и ходил по окрестным селениям, уча. 7) И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 8) И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9) но обуваться в сандалии и да не носить двух одежд. 10) И сказал им: «Если где-либо войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. 11) И если кто не примет вас и не будет слушать вас, [то], выходя оттуда, отрясите прах с ног ваших, во свидетельство на них. 12) И пойдя, они проповедовали, чтобы [человеки] покаяние творили; 13) и бесов многих изгоняли и мазали елеем многих недужных, и исцеляли. 14) И услышал царь Ирод [об Иисусе], (ибо имя Его стало гласно), и говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». 15) Другие говорили: «Это Илия», а иные говорили: «Это пророк, как один из пророков». 16) Услышав же сие, Ирод сказал: «Этот Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых». 17) Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18) Ибо Иоанн говорил Ироду: «Не позволительно тебе иметь жену брата твоего». 19) Иродиада же строила козни против него и желала убить его; но не могла. 20) Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; и многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 21) И когда настал удобный день, Ирод, по случаю дня рождения своего, делал вечерю князьям, и трибунам [tribunis], и старейшинам Галилейским, – 22) и когда дочь самой Иродиады вошла, и плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; 23) и клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, хоть половину моего царства». 24) Она, когда вышла, сказала матери своей: «Чего просить?» Та отвечала: «Головы Иоанна Крестителя». 25) И она тотчас пошла с поспешностью к царю, просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». 26) И опечалился царь, [но] ради клятвы и возлежавших с ним не захотел огорчить ее. 27) Но, послав оруженосца, повелел принести голову его на блюде. И он обезглавил его в темнице, 28) и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29) Услышав сие, ученики его пришли и взяли тело его, и положили его в гробнице. 30) И сошлись апостолы к Иисусу, рассказали Ему все, что сделали и чему научили. 31) И Он сказал им: «Пойдите вы в строну в пустынное место и отдохните немного», – ибо много было приходящих и отходящих, так что и поесть им было некогда. 32) И, войдя в лодку, удалились в пустынное место. 33) И увидели их удаляющимися, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и пришли прежде них. 34) И, выйдя, Иисус увидел множество народа и сжалился над ними, ибо они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить много. 35) И поскольку времени было уже много, приступили ученики Его, говоря: «Место здесь пустынное, а час уже поздний, – 36) отпусти их, чтобы они, пойдя в окрестные деревни и селения, купили себе еды, ибо им нечего есть». 37) И, отвечая, Он сказал им: «Вы дайте им есть». И сказали Ему: «Пойдем и купим хлеба на двести динариев, и дадим им есть». 38) И сказал им: «Сколько у вас хлебов? Пойдите и посмотрите». И когда узнали, сказали: «Пять, и две рыбы». 39) Тогда Он повелел им расположить всех группами, чтобы возлегли на зеленой траве. 40) И возлегли рядами, по сто и по пятьдесят. 41) И взяв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они положили пред ними; и две рыбы разделил на всех. 42) И ели все, и были сыты. 43) И набрали кусков и остатков двенадцать полных корзин, и от рыб. 44) Было же тех, кто ел, около пяти тысяч мужей. 45) И тотчас понудил учеников Своих взойти в лодку и отправиться вперед Него на другой берег к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46) И когда отпустил их, пошел на гору помолиться. 47) И когда настал вечер, лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48) И увидел их бедствующих в плавании (потому что ветер им был противный); и около четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49) А они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50) Ибо все видели Его и были напуганы. И тотчас заговорил с ними, и сказал им: «Успокойтесь; это Я, не бойтесь». 51) И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они еще более изумлялись в себе, 52) ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было ослеплено. 53) И, когда переправились, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали [к берегу]. 54) И когда вышли они из лодки, тотчас узнали Его 55) и, обежав всю окрестность ту, начали на постелях приносить тех, кто плохо себя чувствовал, туда, где Он, как слышали, находился. 56) И куда бы ни приходил Он, в селения ли, в деревни или города, на площадях клали недужных и просили Его, чтобы они прикоснулись хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, спасались.

Глава VII

1) И сходятся к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. 2) И когда увидели некоторых из учеников Его, простыми, то есть неумытыми, руками евших хлеб, укоряли. 3) Ибо фарисеи и все иудеи не едят, кроме как не умыв часто рук, держась предания старцев; 4) и, [придя] с торга, если не омоются, не едят. Есть и многое другое, чего у них принято держаться: омовение чаш, и горшков, и медных сосудов, и одров. 5) И спрашивали Его фарисеи и книжники: «Почему ученики Твои не поступают по преданию старцев, но простыми руками едят хлеб?» 6) А Он, отвечая, сказал им: «Хорошо пророчествовал Исаия о вас, лицемерах, как написано: «Народ сей чтит Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7) напрасно же чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» (Ис.29:13 – LXX). 8) Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения горшков и чаш, и многого другого, сему подобного». 9) И сказал им: «Хорошо [ли, что] вы делаете недействительной заповедь Божию, чтобы соблюсти ваше предание? 10) Ибо Моисей сказал: «Чти отца своего и матерь свою»; и: «кто проклянет отца или мать, смертью да умрет» (Исх.20:12, 21:17). 11) Вы же говорите: «Если скажет человек отцу или матери: „корван” (то есть дар [Богу]), чем бы ты от меня [ни] пользовался», 12) и более вы уже не оставляете ему, что сотворить для отца своего или матери, 13) упраздняя слово Божие преданием вашим, которое вы передаете; и делаете многое сему подобное». 14) И, снова призвав толпу, говорил им: «Слушайте Меня все и разумейте. 15) Нет ничего вне человека из входящего в него, что может осквернить его; но что исходит из человека, то – оскверняющее человека. 16) Если кто имеет уши слышать, да слышит!» 17) И когда Он вошел в дом от толпы, спросили Его ученики Его о притче. 18) И Он сказал им: «Неужели и вы – непонятливы? [Неужели] не разумеете, что все внешнее, входя в человека, не может осквернить его? 19) Ибо не входит в сердце его, но во чрево идет, и выходит в нужник, очищая всякую пищу». 20) Сказал же, что [оное], что из человека исходит, то оскверняет человека. 21) Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, блудодеяния, человекоубийства, 22) кражи, корыстолюбие, низости, коварство, разврат, лукавый глаз, богохульство, гордость, глупость, – 23) все это зло изнутри исходит и оскверняет человека. 24) И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тира и Сидона; и, войдя в дом, хотел, чтобы никто не узнал; и не мог укрыться. 25) Ибо женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, сразу как услышала о Нем, вошла и припала к ногам Его. 26) Ибо женщина та была язычница, родом сирофиникиянка. И молила Его, чтобы изгнал беса из дочери ее. 27) Он сказал ей: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». 28) А она ответила и сказала Ему: «Так, Господи; но и щенки под столом едят крохи у детей». 29) И сказал ей: «Ради сего слова, пойди; вышел бес из твоей дочери». 30) И когда пришла в свой дом, она нашла дочь лежащую на постели, и [что] бес вышел. 31) И снова выйдя из пределов Тира, Иисус опять пошел через Сидон к морю Галилейскому, [что] посреди пределов Десятиградия. 32) Привели к Нему глухого и немого, и просили Его, чтобы возложил на него руку. 33) И, отведя его в сторону от народа, Он вложил персты Свои в уши его; и, плюнув, коснулся языка его; 34) и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «разверзнись». 35) И тотчас открыты были уши его и разрешены были узы его языка, и стал говорить правильно. 36) И повелел им, чтобы не сказывали никому. Насколько же больше Он запрещал им, тем более разглашали. 37) И тем более дивились, говоря: «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых – говорящими».

Глава VIII

1) В те дни, когда снова было много народа, и не имели, чего им есть, Он, призвав учеников, сказал им: 2) «Милосердую о народе, ибо, вот, уже три дня находятся при Мне, и не имеют, чего им есть. 3) И если отпущу их голодными в дом их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека». 4) Ученики Его отвечали Ему: «Откуда мог бы кто взять здесь, в удаленном месте, хлебов, чтобы насытить их?» 5) И спросил их: «Сколько у вас хлебов?» Они сказали: «Семь». 6) И велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов, воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они положили пред ними; и они разложили пред народом. 7) Было у них и немного рыбок: и их благословил, и велел разложить. 8) И ели, и были сыты; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9) Было же евших около четырех тысяч. И отпустил их. 10) И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. 11) И вышли фарисеи, и начали спорить с Ним, требуя от Него знамения с неба, искушая Его. 12) И Он, восстенав в духе [Своем], сказал: «Почему род сей взыскует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение». 13) И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. 14) И забыли взять хлебов, и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. 15) И Он заповедал им, говоря: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». 16) И рассуждали между собою, говоря: «[Это значит], что хлебов нет у нас». 17) Уразумев сие, Иисус говорит им: «Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли ослеплено у вас сердце? 18) Имея очи, не видите? И имея уши, не слышите? И не помните [ли], 19) что когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько коробов, полных кусками, набрали вы?» Говорят Ему: «Двенадцать». 20) «А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков?» Сказали: «Семь». 21) И сказал им: «Как же вы еще не разумеете?!» 22) И приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и молили Его, да его коснется. 23) И, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки Свои и спросил его, видит ли он что. 24) И он, взглянув, сказал: «Вижу людей, как деревья, [но] проходящих». 25) Потом Он опять возложил руки на глаза ему. И он начал видеть, и выздоровел так, что стал видеть все ясно. 26) И послал его домой к нему, сказав: «Иди в дом твой, и если зайдешь в селение, не рассказывай никому». 27) И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. И по пути Он спрашивал учеников Своих: «За кого почитают Меня люди?» 28) Они отвечали Ему, говоря: «За Иоанна Крестителя; другие – за Илию; иные же – за одного из пророков». 29) Тогда Он говорит им: «Вы же за кого почитаете Меня?» Отвечая, Петр сказал Ему: «Ты – Христос». 30) И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. 31) И начал учить их, что Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 32) И говорил открытыми словами. А Петр, взяв Его, начал прекословить Ему. 33) Он же, обратившись и увидев учеников Своих, воспретил Петру, сказав: «Иди за Мною, «сатана», потому что ты не мудрствуешь о том, что Божие, но – что человеческое». 34) И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: «Если кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною. 35) Ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, спасет ее. 36) Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37) Или что даст человек взамен за душу свою? 38) Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». 39) И сказал им: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Глава IX

1) И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. 2) И одежды Его сделались блистающими и весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. 3) И явились им Илия с Моисеем; и были говорящими с Иисусом. 4) И, отвечая, Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; и сделаем три шатра: Тебе один, и Моисею один, и Илии один». 5) Ибо не знал, что сказал; потому что они были устрашены страхом. 6) И явилось облако, осеняющее их, и исшел глас из облака, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». 7) И, сразу же посмотрев вокруг, никого более не увидели, кроме как одного Иисуса с собою. 8) Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, но только когда Сын Человеческий воскреснет из мертвых. 9) И они удержали [это] слово между собою, спрашивая [друг друга], что значит, когда воскреснет из мертвых. 10) И спросили Его, говоря: «Как же фарисеи и книжники говорят, что Илии сперва надлежит прийти?» 11) Он, отвечая, сказал им: «Илия, когда придет сперва, восстановит все; и как написано о Сыне Человеческом, что надлежит Ему много пострадать и быть уничижену. 12) Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем». 13) И, подойдя к ученикам, увидел много народа вокруг них и книжников, спорящих с ними. 14) И тотчас весь народ, увидев Его, изумился, и убоялся и, подбегая, приветствовали Его. 15) И спросил их: «О чем спорите друг с другом?» 16) И, отвечая, один из толпы сказал: «Учитель, я привел к Тебе сына моего, имущего духа немого: 17) который, где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. И говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». 18) Он, отвечая ему, сказал: «О, род неверный, доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». 19) И привели его. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; и он брошен был оземь, валялся, испуская пену. 20) И спросил [Иисус] отца его: «Сколько времени прошло, как это случилось с ним?» А он сказал: «С детства; 21) и многократно бросал его и в огонь и в воды, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами». 22) Иисус же сказал ему: «Если можешь веровать, все возможно верующему». 23) И тотчас, воскликнув, отец отрока со слезами сказал: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». 24) И когда Иисус увидел, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». 25) И, вскрикнув и сильно истерзав его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили: «Ведь он умер». 26) Иисус же, взяв его за руку, поднял его; и он восстал. 27) И как Он вошел в дом, ученики Его тайно спрашивали Его: «Почему мы не могли изгнать его?» 28) И сказал им: «Сей род не может выйти никак иначе, кроме как от молитвы и поста». 29) И, выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал. 30) Учил же учеников Своих и говорил им: «Ибо Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и убиенный в третий день воскреснет». 31) А они не разумели слова, и боялись спросить Его. 32) И пришли в Капернаум. И когда они были в доме, спросил их: «О чем дорогою вы рассуждали?» 33) А они молчали; ибо дорогою спорили между собою, кто из них больше. 34) И, воссев, призвал двенадцать и сказал им: «Если кто хочет быть первым, да будет из всех последним и всем слугою». 35) И, взяв дитя, поставил его посреди них и, когда обнял его, сказал им: 36) «Всяк, кто примет одно из таких детей во имя Мое, принимает Меня; а всякий, кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». 37) Ответил Ему Иоанн, сказав: «Учитель! Мы видели одного, именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует за нами; и запретили ему». 38) Иисус же сказал: «Не запрещайте ему, ибо нет никого, кто сотворит силу /чудо/ во имя Мое, и сможет вскоре дурно говорить обо Мне. 39) Ибо кто не против вас, за вас. 40) Ибо кто даст вам испить чашу воды во имя Мое, потому что вы – Христовы, истинно говорю вам, не погубит награды своей. 41) А всякий, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы много лучше, если бы жернов, движимый ослами, надели с облеганием на шею его, и бросили в море. 42) И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели, имея две руки, идти в геенну, в огонь неугасимый, 43) где червь их не умирает и огонь не угасает. 44) И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе хромому войти в жизнь вечную, нежели, имея две ноги, быть ввержену в геенну огня неугасимого, 45) где червь их не умирает и огонь не угасает. 46) И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе одноглазым войти в Царствие Божие, нежели, имея два глаза, быть ввержену в геенну огненную, 47) где червь их не умирает и огонь не угасает. 48) Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. 49) Соль – добрая вещь; но если соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою».

Глава X

1) И, поднявшись оттуда, приходит в пределы Иудеи за Иордан. И снова собирается к Нему толпа, и, как привык, Он опять учил их. 2) И, подойдя, фарисеи спросили Его: «Можно ли мужу отпускать жену?» – искушая Его. 3) А Он, отвечая, сказал им: «Что вам заповедал Моисей?» 4) Они сказали: «Моисей позволил писать разводное свидетельство и отпускать». 5) Иисус, отвечая им, сказал: «По черствости сердец ваших он написал вам заповедь сию. 6) В начале же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). 7) Сего ради «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, 8) и будут два в одну плоть. Так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт.2:24). 9) Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает». 10) И в доме ученики Его опять о том же спросили Его. 11) И говорит им: «Кто отпустит жену свою и другую возьмет, тот прелюбодействует от нее. 12) И если жена отпустит мужа своего и выйдет за другого, прелюбодействует». 13) И приносили к Нему [детей] малых, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же возбраняли приносящим. 14) Когда Он увидел их, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите [детей] малых приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15) Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как [дитя] малое, не войдет в него». 16) И, обняв их и возложив руки на них, благословил их. 17) И когда выходил Он в путь, подбежав, некто пал пред Ним на колени, спросил Его: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» 18) Иисус же сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, кроме как один Бог. 19) Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не произнеси лжесвидетельства, не сотвори обмана, чти отца твоего и мать». 20) А он, отвечая, сказал Ему: «Учитель! Все это соблюл я от юности моей». 21) Иисус, взглянул на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и иди, следуй за Мною». 22) Он опечалился от слова, отошел горюющим, потому что у него было большое имение. 23) И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющие деньги входят в Царствие Божие!» 24) Ученики же ужаснулись от слов Его. Но Иисус, снова отвечая, говорит им: «Детушки! Как трудно уповающим на деньги войти в Царствие Божие! 25) Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие». 26) Они же еще более были изумлены, говоря между собою: «А кто [же] может спастись?» 27) И, воззрев на них, Иисус говорит: «У человеков это невозможно, но не у Бога, ибо все возможно у Бога». 28) И начал Петр говорить Ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». 29) Отвечая, Иисус сказал: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради Меня и ради Евангелия, 30) кто не получил бы так много, во сто крат, ныне, во время сие, более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, со преследованиями, а в веке будущем – жизни вечной. 31) Многие же будут первые последними, и последние – первыми». 32) Были же они на пути, восходя в Иерусалим, и предшествовал им Иисус, а они ужасались и, следуя [сзади], боялись. И снова, взяв двенадцать, Он начал им говорить о том, что должно случиться с Ним: 33) «Ибо, вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и старейшинам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34) и посмеются над Ним, и оплюют Его, и будут бичевать Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». 35) И подошли к Нему сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, говоря: «Учитель! Мы желаем, чтобы, о чем бы мы ни попросили, Ты сделал нам». 36) А Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» 37) Они сказали Ему: «Дай нам, чтобы один одесную /справа от/ Тебя, а другой ошуюю /слева от/ Тебя сели во славе Твоей». 38) Иисус же сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься?» 39) А они сказали Ему: «Можем». Иисус же сказал им: «Се, чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40) сесть же одесную Меня или ошуюю, не Мне даровать вам, но кому уготовано». 41) И, услышавши, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42) Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что те, кто почитается первенствующим у народов, господствуют над ними, и князья их имеют власть над ними. 43) Между вами же да не будет так: но всякий, кто хочет быть большим, да будет ваш слуга; 44) и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб. 45) Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы Он послужил и отдал жизнь Свою во искупление за многих». 46) И приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона, и ученики Его, и множество народа, сын Тимеев, Вартимей слепой, сидел у дороги, прося [милостыни]. 47) Он, когда услышал, что это Иисус Назарянин, начал кричать и говорить: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» 48) И заставляли многие его, чтобы замолчал. А он еще более стал кричать: «Сын Давидов, помилуй меня!» 49) И, остановившись, Иисус велел его позвать. И зовут слепого, говоря ему: «Спокойно, вставай, Он зовет тебя». 50) Он же, сбросив с себя верхнюю одежду, вскочил [и] пришел к Нему. 51) И, отвечая, Иисус сказал ему: «Чего ты хочешь, чтобы Я сделал тебе?» Слепой же сказал Ему: «Раввуни! Чтобы прозреть». 52) Иисус же сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». И он тотчас прозрел и последовал за Ним в пути.

Глава XI

1) И когда приблизились к Иерусалиму и Вифании, к горе Елеонской, Он посылает двух из учеников Своих 2) и говорит им: «Идите в селение, которое прямо напротив вас; и сразу войдя в него, найдете привязанного осленка, на которого никто еще из людей не садился; отвяжите его и приведите. 3) И если кто скажет вам: «Что вы делаете?» – говорите, что он надобен Господу; и тотчас отпустит его сюда». 4) И пойдя, они нашли осленка, привязанного при дверях вовне, на перекрестке двух путей; и отвязали его. 5) И некоторые из стоявших там говорили им: «Что делаете, отвязывая осленка?» 6) Они отвечали им, как заповедал им Иисус; и они отпустили их. 7) И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; и Он сел на него. 8) Многие же расстилали одежды свои по дороге; иные же резали ветви с деревьев и постилали по дороге. 9) И предшествовавшие, и последовавшие восклицали, говоря: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! (Пс.118:25–26). 10) Благословенно грядущее царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» 11) И вошел Он в Иерусалим во храм; и, осмотрев все кругом, как час уже был вечерний, вышел в Вифанию с двенадцатью. 12) И на другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал. 13) И когда увидел издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли вдруг чего на ней; и когда пришел к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо не было время смокв. 14) И, отвечая, сказал ей: «Отныне да не вкушает кто-либо от тебя плода вовек!» И слышали ученики Его. 15) И пришли в Иерусалим. И когда вошел в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы менял, и седалища продающих голубей опрокинул; 16) и не позволял, чтобы кто-либо пронес через храм сосуд. 17) И Он учил, говоря им: «Не написано ли: «Ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? Вы же сделали его вертепом разбойников» (Ис.56:7; Иер.7:11). 18) Услышав это, книжники и первосвященники искали, как бы Его погубить, ибо боялись Его, потому что весь народ был удивлен учению Его. 19) И когда наступил вечер, Он вышел вон из города. 20) И когда поутру проходили мимо, увидели, что смоковница стала сухой от корня. 21) И, вспомнив, Петр говорит Ему: «Равви! Вот, смоковница, которую Ты проклял, засохла». 22) И, отвечая, Иисус говорит им: «Имейте веру Божию. 23) Истинно говорю вам, всякий, кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», – и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется, что ни сказал бы, будет ему. 24) Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и снизойдет к вам. 25) И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете против кого-либо, дабы и Отец ваш, Который на небесах, простил вам согрешения ваши. 26) Если же вы не прощаете, то и Отец ваш, Который на небесах, не простит вам согрешений ваших». 27) И пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины, 28) и говорят Ему: «Какою властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе сию власть, чтобы Ты делал это?» 29) Иисус же, отвечая, сказал им: «Спрошу и Я у вас одно слово, отвечайте Мне; и Я скажу вам, какою властью это делаю. 30) Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Отвечайте Мне». 31) А они рассуждали между собою, говоря: «Если скажем: «с небес», – Он скажет: «Почему вы не поверили ему?» 32) если сказать: «от человеков», – боимся народа, потому что все считают, что Иоанн воистину был пророк». 33) И, отвечая, сказали Иисусу: «Не знаем». И, отвечая, Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю».

Глава XII

1) И начал говорить им притчами: «Человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и сдал его внаем земледельцам, и отлучился в страну далекую. 2) И послал в [свое] время к земледельцам раба, чтобы принял от земледельцев от плодов виноградника. 3) Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4) И снова послал к ним другого раба; и тому разбили голову и нанесли бесчестье. 5) И опять иного послал: и того убили; и многих других, из коих одних били, других же убивали. 6) Имея же еще одного сына возлюбленного, и его послал к ним напоследок, говоря: «Ибо почтят сына моего». 7) Наниматели же сказали друг другу: «Это – наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». 8) И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9) Что же сделает хозяин виноградника?» – «Придет и поразит нанимателей, и отдаст виноградник другим». 10) «Не читали ли вы сего в Писании: „Камень, который отвергли строители, тот сделался главою угла; 11) от Господа стало сие, и есть дивно в очах наших?”» (Пс.117:22). 12) И искали схватить Его, но побоялись народа, ибо уразумели, что о них сказал притчу сию. И, оставив Его, отошли. 13) И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы они поймали Его на слове. 14) Они же, придя, говорят Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты истинен и не заботишься об [угождении] кому-либо, ибо не взираешь на лицо человеческое, но по истине пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю, или не давать?» 15) Он же, зная лукавство их, сказал им: «Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть». 16) И они принесли Ему. И говорит им: «Чье изображение это, и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы». 17) Отвечая же, Иисус сказал им: «Итак, воздадите что кесарево – кесарю, а что Божие – Богу». И удивлены были о Нем. 18) И пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: 19) «Учитель! Моисей написал нам: «Если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему» (Втор.25:5–6). 20) Было же семь братьев: и первый взял жену и, умер, не оставив семени. 21) И второй взял ее, и умер, и он не оставил семени; и третий – подобным образом. 22) И подобным же образом брали ее за себя семеро и не оставили семени. Последняя из всех умерла и жена. 23) Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою». 24) И, отвечая, Иисус сказал им: «Не оттого ли заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией? 25) Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. 26) О мертвых же, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я – Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? (Исх.3:6). 27) Он не есть Бог мертвых, но – живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь». 28) И подошел один из книжников, который слышал их спорящими, и, видя, что Иисус хорошо им отвечал, спросил Его, какая первая из всех заповедей. 29) Иисус же отвечал ему: «Ибо первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог твой есть Бог единый; 30) и возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всего разумения твоего, и от всей крепости твоей» (Втор. 6, 4), – сия есть первая заповедь! 31) Вторая же подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Иной заповеди, большей этих, – нет». 32) И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! По истине сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Него. 33) И что Он должен быть любим от всего сердца, и от всей души, и от всего разумения, и от всей крепости, и любить ближнего, как самого себя, – больше всех всесожжений и жертв». 34) Иисус же, видя, что он мудро отвечал, сказал ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». И никто уже не смел спрашивать Его. 35) И, отвечая, Иисус сказал, уча в храме: «Каким образом говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? 36) Ибо сам Давид сказал в Духе Святом: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1). 37) Итак, сам Давид называет Его Господом: и как же Он Сын ему?» И множество народа слушало Его с удовольствием. 38) И говорил им в учении Своем: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и приветствия на рыночных площадях, 39) сидеть на первых сидениях в синагогах и возлежать на первом [месте] на вечерях, 40) которые поглощают дома вдовиц под прикрытием длинных [prolixae] молитв, они примут большее [prolixius] осуждение». 41) И сев против сокровищницы, Иисус смотрел, как народ бросает медяки в сокровищницу. И многие богатые бросали много. 42) Когда же пришла одна бедная вдова, бросила две лепты, что составляет кодрант. 43) И подозвав учеников Своих, Он сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова бросила больше всех, кто клал в сокровищницу, 44) ибо все бросали от избытка своего, она же от недостатка своего положила все, что имела, все, что у нее было на жизнь».

Глава XIII

1) И когда выходил Он из храма, сказал Ему один из учеников Его: «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания!» 2) И, отвечая, Иисус сказал ему: «Видишь все сии великие здания? Не останется [здесь] камня на камне, что не было бы разрушено». 3) И когда Он сидел на горе Елеонской напротив храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4) «Скажи нам, когда это будет? И какое будет знамение, что все сие начнет совершаться?» 5) И, отвечая, Иисус начал говорить им: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас, 6) ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это – Я; и многих прельстят. 7) Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не убойтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. 8) Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и голод. Это – начало скорбей. 9) Но вы смотрите за собою. Ибо вас будут предавать в советы /судилища/, и в синагогах биты будете, и перед правителями и царями предстанете ради Меня, во свидетельство им. 10) И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. 11) Когда же поведут вас преданными [суду], не обдумывайте заранее, что вы скажете; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорящими, но Дух Святый. 12) Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и смерти предадут их. 13) И будете ненавидимы всеми ради имени Моего; претерпевший же до конца, сей спасется. 14) Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 15) а кто на кровле, тот да не сходит в дом и не входит взять что-нибудь из дома своего; 16) и кто на поле будет, да не обратится назад взять одежду свою. 17) Горе же беременным и кормящим матерям в те дни. 18) Молитесь же, чтобы [это] не было зимою. 19) Будут же те дни такими скорбями, каких не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. 20) И если бы Господь не сократил [тех] дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил [те] дни. 21) И тогда, если кто вам скажет: «Вот, здесь Христос», «Вот, там», – не верьте. 22) Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, для прельщения, если будет возможно, и избранных. 23) Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все. 24) Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст сияния своего, 25) и звезды небесные спадут, и силы, сущие на небе, поколеблются. 26) И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27) И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли даже до края неба. 28) От смоковницы же научитесь притче. Когда ветви ее уже становятся мягки и пускают листья, узнаете, что близко лето. 29) Так и вы, когда увидите это сбывающимся, знайте, что близко есть, при дверях. 30) Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. 31) Небо и земля прейдут, слова же Мои не прейдут. 32) О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. 33) Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит [это] время. 34) Подобно как бы человек, отходя в далекую страну, оставлял дом свой, и даровал рабам своим власть на всякое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35) Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или утром; 36) чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37) Что же вам говорю, всем говорю: бодрствуйте».

Глава XIV

1) Была же Пасха и Опресноки через два дня. И искали первосвященники и книжники, как бы Его взять хитростью и убить. 2) Говорили же: «Не в праздничный [же] день, только бы не сделалось возмущения в народе». 3) И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив алавастровый сосуд, возлила на голову Его. 4) Были же некоторые, которые вознегодовали между собою: «К чему сделана была такая трата мира? 5) Ибо миро сие можно продать более нежели за триста динариев и раздать нищим». И накричали на нее. 6) Иисус же сказал: «Оставьте ее; что докучаете ей? Она доброе дело сделала для Меня. 7) Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; Меня же не всегда имеете. 8) Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9) Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, и о том, что она сделала, сказано будет, в память ее». 10) И Иуда Искариот, один из двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им. 11) Они же, услышав, были рады, и обещали дать ему денег от себя. И он искал, как бы в удобное время предать Его. 12) В первый день Опресноков, когда заколали пасху, говорят Ему ученики Его: «Куда хочешь, чтобы мы пошли и приготовили Тебе, чтобы вкусил пасху?» 13) И посылает двух из учеников Своих и говорит им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14) и куда он войдет, скажите хозяину дома того: «Ибо Учитель говорит: „Где покои Мои, в которых бы Мне есть пасху с учениками Моими?”» 15) И он покажет вам трапезную большую, устланную: и там приготовьте нам». 16) И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. 17) Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18) И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня, ядущий со Мною». 19) И они начали печалиться и стали говорить Ему, один за другим: «Не я ли?» 20) Он же сказал им в ответ: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною рукой в блюдо. 21) А, при том, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; горе же тому человеку, которым Сын Человеческий предается! Лучше было бы тому человеку не родиться!» 22) И когда они ели, Иисус, взял хлеб, и, благословив, преломил, и дал им, и сказал: «Приимите; сие есть Тело Мое». 23) И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. 24) И сказал им: «Сия есть Кровь Моя, Нового Завета, которая за многих изливается. 25) Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от сего плода виноградного вплоть до того дня, когда буду пить его новым в Царствии Божием». 26) И, воспев песнь, изошли на гору Елеонскую. 27) И говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Зах.13:7). 28) Но после того, как воскресну, Я предваряю вас в Галилее». 29) Петр же сказал Ему: «Если и все соблазнятся о Тебе, но не я». 30) И говорит ему Иисус: «Истинно говорю тебе, что ты сегодня, в эту ночь, прежде нежели дважды петух даст голос, трижды отречешься от Меня». 31) Но он еще с большим усилием говорил: «Хотя бы мне надлежало и умереть вместе с Тобою, не отрекусь от Тебя». Подобное же и все говорили. 32) И пришли в имение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: «Посидите здесь, пока Я помолюсь». 33) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34) И сказал им: «Скорбна душа Моя даже смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте». 35) И, когда отошел немного, пал на землю; и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час [сей]; 36) и говорил: «Авва! Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». 37) И приходит, и находит их спящими. И говорит Петру: «Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? 38) Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух, со своей стороны, решителен, плоть же немощна». 39) И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40) И, возвратившись, опять нашел их спящими (ибо глаза у них отяжелели), и они не знали, что Ему отвечать. 41) И приходит в третий раз, и говорит им: «Вы все еще спите и почиваете? Довольно, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42) Встаньте, пойдем; вот, предающий Меня близко». 43) И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда Искариот, один из двенадцати, и с ним многочисленная толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников, и старейшин. 44) Дал же им знак предающий Его, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно». 45) И, как пришел, тотчас подойдя к Нему, говорит: «Радуйся, Равви!» И поцеловал Его. 46) А они возложили на Него руки и взяли Его. 47) Один же из стоявших тут, извлекши меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо. 48) И, отвечая, Иисус сказал им: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня? 49) Каждый день бывал Я с вами в храме, уча, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания». 50) Тогда ученики Его, оставив Его, все бежали. 51) Юноша же некий следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало; и хватают его. 52) Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. 53) И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались все священники, и книжники, и старейшины. 54) Петр же издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященника; и сидел со служителями у огня и грелся. 55) Первосвященники же и весь совет искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56) Ибо многие изрекали лжесвидетельства против Него, но свидетельства не были достаточны. 57) И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него, говоря: 58) «Ибо мы слышали, как Он говорил: „Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня другой, нерукотворенный, воздвигну”». 59) И не было достаточно свидетельство их. 60) И первосвященник, став посреди, спросил Иисуса, говоря: «Не отвечаешь ли ничего на то, что они против Тебя свидетельствуют?» 61) Он же молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: «Ты ли Христос, Сын Бога Благословенного?» 62) Иисус сказал: «Я есмь; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». 63) Первосвященник же, разодрав одежды свои, сказал: «На что еще нам желать свидетелей? 64) Вы слышали богохульство; как вам кажется?» Они же все осудили Его, признав повинным смерти. 65) И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: «Прореки». И слуги били Его по щекам. 66) И когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67) и, когда увидела Петра греющегося, всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином». 68) А он отрекся, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И вышел вон, перед двором; и запел петух. 69) Опять же увидев его, служанка начала говорить стоявшим вокруг: «Ибо этот из них». 70) Он опять отрекся. И, спустя немного, стоявшие тут, говорят Петру: «Точно ты из них; ибо ты и Галилеянин». 71) Он же начал проклинать и клясться: «Ибо не знаю Человека Сего, о Котором говорите». 72) И сразу [же] петух запел снова. И вспомнил Петр слово, которое сказал ему Иисус: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». И начал плакать.

Глава XV

1) И немедленно, поутру составив совещание, первосвященники со старейшинами и книжниками и весь совет, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2) И спросил Его Пилат: «Ты – Царь Иудейский?» Он же, отвечая, сказал ему: «Ты говоришь». 3) И обвиняли Его первосвященники во многом. 4) Пилат же опять спросил Его, говоря: «Не отвечаешь ли ничего? Смотри, в сколь [многом] Тебя обвиняют». 5) Иисус же снова ничего не отвечал, так что Пилат был удивлен. 6) На день же праздничный он имел обычай отпускать им одного узника, о ком бы ни просили. 7) Был же некто, прозываемый Варавва, в узах с мятежниками, которые во время мятежа сотворили человекоубийство. 8) И когда пришла толпа, начала просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9) Пилат же ответил им и сказал: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» 10) Ибо знал, что из зависти предали Его первосвященники. 11) Первосвященники же возбудили толпу просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12) Пилат же, снова отвечая, сказал им: «Что же вы хотите, чтобы я сделал Царю Иудейскому?» 13) А они снова закричали: «Распни Его». 14) Пилат же сказал им: «Какое же зло сделал Он?» А они еще сильнее закричали: «Распни Его». 15) Пилат же, желая удовлетворить народ, отпустил им Варавву, и предал Иисуса, бичами битого, чтобы распят был. 16) Воины же отвели Его внутрь двора претории, и созвали всю когорту, 17) и одели Его в багряницу, и возложили на Него, сплетши, терновый венец. 18) И начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь Иудейский!» 19) И били главу Его тростью, и оплевали Его, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20) И после того, как насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его, чтобы распять Его. 21) И заставили проходящего некоего Симона Киринеянина, идущего из сельской местности, отца Александра и Руфа, чтобы взял крест Его. 22) И привели Его на место Голгофу, что переводится «Лобное место» [Calvariae locus]. 23) И давали Ему пить вино со смирною; и Он не принял. 24) И, распяв Его, делили одежды Его, бросая жребий о них, кому что взять. 25) Был же час третий; и распяли Его. 26) И была надпись вины Его надписана: «Царь Иудейский». 27) И с Ним распяли двух разбойников: одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28) И сбылось Писание, гласящее: «И со беззаконными причтен» (Ис.53:12). 29) И проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Эй! Разрушающий храм, и в три дня Воссозидающий! 30) Спаси Себя Самого, сойдя со креста». 31) Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. 32) Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем». И те, что распяты были с Ним, поносили Его. 33) И с наступлением же шестого часа, настала тьма по всей земле вплоть до девятого часа. 34) И в девятом часу возопил Иисус громким голосом, говоря: «Элои! Элои! Ламма савахфани?» – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Пс.21:2). 35) И некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: «Вот, Илию зовет». 36) Один же, побежав и наполнив губку уксусом, намотав на трость, давал Ему пить, говоря: «Постойте, посмотрим, придет ли Илия, чтобы снять Его». 37) Иисус же, возгласив громким голосом, испустил дух. 38) И завеса храмовая разодралась надвое, сверху даже донизу. 39) Увидев же, сотник, стоявший напротив [Него], что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий». 40) Были же [тут] и [из числа] женщин, смотревших издали: из коих была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Иосифа, и Саломия, 41) [которые] и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, которые вместе с Ним пришли в Иерусалим. 42) И как уже настал вечер (потому что была пятница, то есть [день] перед субботою), 43) пришел Иосиф из Аримафеи, знатный декурион [decurio], который и сам был чающим Царствия Божия, и смело вошел к Пилату, и просил тела Иисусова. 44) Пилат же удивился, что Он уже умер. И, призвав сотника, спросил его, умер ли Он уже. 45) И когда узнал от сотника, отдал тело Иосифу. 46) Иосиф же, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил камень к двери гробницы. 47) Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали.

Глава XVI

1) И когда прошла суббота, Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Саломия купили ароматы, чтобы, пойдя, помазать Иисуса. 2) И весьма рано, в первый [день недели] по субботе, приходят к гробнице, уже при восходе солнца, 3) и говорят друг другу: «Кто отвалит нам камень от двери гробницы?» 4) И, взглянув, видят отваленный камень. А он был весьма велик. 5) И, войдя в гробницу, увидели юношу, сидящего справа, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6) Он же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где положили Его. 7) Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». 8) А они, выйдя, побежали от гроба; ибо объял их трепет и ужас, и никому не сказали ничего, ибо боялись. 9) Воскреснув же рано в первый [день недели] по субботе, явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10) Она, шедши, возвестила тем, кто был с Ним, плачущим и рыдающим; 11) а они, услышав, что Он жив и виден был ею, – не поверили. 12) После же сего явился двум из них на дороге, когда они шли в селение, в ином образе. 13) И те, шедши, возвестили прочим; и им не поверили. 14) Наконец, явился самим одиннадцати, когда они возлежали, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что тем, кто видел Его воскресшим, не поверили. 15) И сказал им: «Шедше по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари. 16) Кто уверует и будет крещен, спасен будет; кто же не уверует, осужден будет. 17) Сии же знамения тех, кто уверовал, сопровождать будут: во имя Мое будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18) будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; на больных возложат руки, и они хорошо себя почувствуют». 19) И так Господь Иисус, после того, как побеседовал с ними, взят был на небо и воссел одесную Бога. 20) Они же, отправившись, проповедовали повсюду, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : Перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним блаженный, Стридонский (Пер. с лат., пред. Д.Э. Пучкина) / Москва, 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle