Неделя по Воздвижении
Прокимен и аллилуарий праздника
К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Узнáв, что человéк опрáвдывается не делáми закóна, а тóлько вéрою в Иисýса Христá, и мы увéровали во Христá Иисýса, чтóбы оправдáться вéрою во Христá, а не делáми закóна; ибо делáми закóна не оправдáется никакáя плоть. Éсли же, ищá оправдáния во Христé, мы и сáми оказáлись грéшниками, то неужéли Христóс есть служитель грехá? Никáк. Ибо éсли я снóва созидáю, что разру́шил, то сам себя дéлаю престу́пником.
Закóном я ýмер для закóна, чтóбы жить для Бóга. Я сораспялся Христý, и ужé не я живу́, но живёт во мне Христóс. А что ныне живу́ во плóти, то живу́ вéрою в Сына Бóжия, возлюбившего меня и предáвшего Себя за меня. (Гал 2:16–20)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Узнáв, что никакóй человéк не получáет оправдáние делáми закóна, но тóлько через вéру в Иисýса Христá, и мы повéрили во Христá Иисýса, чтóбы быть опрáвданными вéрою во Христá, а не делáми закóна, потомý что делáми Закóна не бýдет опрáвдана никакáя плоть.
– Но éсли мы, ищущие оправдáния во Христé, оказáлись и сáми грéшниками, то неужéли Христóс – служитель грехá? – Немыслимо!
– Ведь éсли я вновь отстрáиваю то, что разру́шил, то сам себя и выставляю престу́пником. Ибо Закóн привёл меня к смéрти для Закóна, чтóбы я жил для Бóга. Я рáспят со Христóм, и живу́ ужé не я, но живёт во мне Христóс. А что ныне живу́ во плóти, то живу́ вéрою в Сына Бóжия, возлюбившего меня и предáвшего Себя за меня.
Преподобного Сергия Радонежского
25 сентября / 8 октября
Прокимен, глас 7: Честнá пред Гóсподем смерть преподóбных Егó.
Стих: Что воздам Гóсподеви о всех, яже воздадé ми.
К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Плод дýха: любóвь, рáдость, мир, долготерпéние, блáгость, милосéрдие, вéра, крóтость, воздержáние. На таковых нет закóна. Но те, котóрые Христóвы, распяли плоть со страстями и пóхотями. Éсли мы живём дýхом, то по дýху и поступáть должны. Не бýдем тщеслáвиться, друг дрýга раздражáть, друг дру́гу завидовать.
Брáтия! Éсли и впадёт человéк в какóе согрешéние, вы, духóвные, исправляйте таковóго в ду́хе крóтости, наблюдáя кáждый за собóю, чтóбы не быть искушённым. Носите бременá друг дрýга, и таким óбразом испóлните закóн Христóв. (Гал 5:22–6:2)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Плод Дýха: любóвь – рáдость – мир; долготерпéние – добротá – сострадáтельность; вéрность – крóтость – самообладáние. Для таковых Закóн не существу́ет. Но те, котóрые принадлежáт Христý Иисýсу, распяли свою плоть с её страстями и пóхотями. Éсли мы живём Дýхом, то Дýху и послéдуем. Не бýдем тщеслáвными, друг дрýга раздражáть, друг дру́гу завидовать.
Брáтия! Éсли кто-то невóльно и совершит ошибку, вы, духóвные, исправляйте егó в ду́хе крóтости. Следи при э́том за собóю, как бы и тебé самому́ не поддáться искушéнию. Носите бременá друг дрýга, – так вы испóлните закóн Христóв.
Аллилуиа:
1. Блажéн муж бояйся Гóспода, в зáповедех Егó восхóщет зелó.
2. Сильно на земли бýдет сéмя егó.
Апóстола и евангелиста Иоанна Богослова
26 сентября / 9 октября
Прокимен, глас 8: Во всю зéмлю изыде вещáние их / и в концы вселéнныя глагóлы их.
Стих: Небесá повéдают слáву Бóжию, творéние же рукý Егó возвещáет твердь.
Соборнаго послáния Иоаннова чтение
Возлюбленные, Бóга никтó никогдá не видел. Éсли мы любим друг дрýга, то Бог в нас пребывáет, и любóвь Егó совершéнна есть в нас. Что мы пребывáем в Нём и Он в нас, узнаём из тогó, что Он дал нам от Дýха Своего. И мы видели и свидéтельствуем, что Отéц послáл Сына Спасителем миру.
Кто исповéдует, что Иисýс есть Сын Бóжий, в том пребывáет Бог, и он в Бóге. И мы познáли любóвь, котóрую имéет к нам Бог, и увéровали в неё. Бог есть любóвь, и пребывáющий в любви пребывáет в Бóге, и Бог в нём. Любóвь до тогó совершéнства достигáет в нас, что мы имéем дерзновéние в день судá, потомý что поступáем в мире сем, как Он. В любви нет стрáха, но совершéнная любóвь изгоняет страх, потомý что в стрáхе есть мучéние. Боящийся несовершéн в любви. Бýдем любить Егó, потомý что Он прéжде возлюбил нас. (1Ин 4:12–19)
Аллилуиа:
1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи, ибо истину Твою в Цéркви святых.
2. Бог прославляем в совéте святых.
Покров Пресвятой Богородицы
1 / 14 октября
Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.
Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Пéрвый завéт имéл постановлéние о Богослужéнии и святилище земнóе: ибо устрóена былá скиния п́ервая, в котóрой был светильник, и трáпеза, и предложéние хлéбов, и котóрая назывáется «святóе».
За вторóю же завéсою былá скиния, назывáемая «Святое святых», имéвшая золоту́ю кадильницу и облóженный со всех сторóн зóлотом ковчéг завéта, где были золотóй сосýд с мáнною, жезл Аарóнов расцвéтший и скрижáли завéта, а над ним херувимы слáвы, осеняющие очистилище; о чём не ну́жно тепéрь говорить подрóбно.
При такóм устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники совершáть богослужéние; а во втору́ю – однáжды в год оди́́н тóлько первосвящéнник, не без крóви, котóрую принóсит за себя и за грехи невéдения нарóда. (Евр 9:1–7)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пéрвый Завéт имéл и свои богослужéбные предписáния, и своё земнóе святилище. Былá устрóена скиния. Пéрвая часть её, в котóрой был светильник и стол с хлéбами предложéния, назывáлась «Святáя». А часть скинии, котóрая за вторóй завéсой, назывáлась «Святáя Святых». В ней был золотóй жéртвенник для каждéния и Ковчéг Завéта, со всех сторóн окóванный зóлотом. В ковчéге – золотóй сосýд с мáнной, расцвéтший жезл Аарóна и скрижáли Завéта. А над ковчéгом – херувимы слáвы, осеняющие егó крышку, мéсто очищéния. Но сейчáс об э́том не стóит говорить подрóбно.
При таком устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники, чтóбы совершáть богослужéние; а во втору́ю – тóлько один первосвящéнник, и тóлько один раз в год, и непремéнно с крóвью, котóрую он принóсит за себя и за совершённые по невéдению грехи всегó нарóда.
Аллилуиа:
1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.
2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.
Апóстола Иакова, брáта Господня по плóти
23 октября / 5 ноября
Прокимен, глас 8: Во всю зéмлю изыде вещáние их / и в концы вселéнныя глагóлы их.
Стих: Небесá повéдают слáву Бóжию, творéние же рукý Егó возвещáет твердь.
К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Возвещáю вам, что Евáнгелие, котóрое я благовествовáл, не есть человéческое, ибо и я принял егó и научился не от человéка, но через откровéние Иисýса Христá.
Вы слышали о моём прéжнем óбразе жи́́зни в иудéйстве, что я жестóко гнал Цéрковь Бóжию, и опустошáл её, и преуспевáл в иудéйстве бóлее мнóгих свéрстников в рóде моём, бýдучи неумéренным ревнителем отéческих моих предáний.
Когдá же Бог, избрáвший меня от утрóбы мáтери моéй и призвáвший благодáтью Своéю, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтóбы я благовествовáл Егó язычникам, – я не стал тогдá же совéтоваться с плóтью и крóвью, и не пошёл в Иерусалим к предшéствовавшим мне апóстолам, а пошёл в Арáвию, и опять возвратился в Дамаск.
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петрóм и прóбыл у него дней пятнáдцать. Другóго же из апóстолов я не видел никогó, кроме Иáкова, брáта Госпóдня. (Гал 1:11–19)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Евáнгелие, котóрое я возвестил вам, – не вымысел человéческий. Ведь и меня научил ему́ не человéк, и принял я егó не от какóго-то человéка, но через откровéние Иисýса Христá.
Вы, конéчно, слышали о моéй прóшлой жи́́зни в иудéйстве, о том, что я со всéю жестóкостью гнал Цéрковь Бóжию, разорял её и превосходил в иудéйстве мнóгих ровéсников из моегó нарóда, потомý что беспредéльной былá моя рéвность об отéческих предáниях.
Но когдá Бог, избрáвший меня ещё во чрéве моéй мáтери и призвáвший меня благодáтью Своéю, соблаговолил открыть во мне Сына Своегó, чтóбы я возвещáл Евáнгелие о Нём среди язычников, – я не стал тóтчас совéтоваться с плóтью и крóвью и не поднялся в Иерусалим к тем, котóрые стáли апóстолами до меня, но ушёл в Арáвию, и снóва верну́лся в Дамáск.
Тóлько потóм, спустя три года, я поднялся в Иерусалим, чтóбы познакóмиться с Кифой, и прóбыл у негó пятнáдцать дней. Из других же апóстолов никогó, крóме Иáкова, брáта Господня, я не видел.
Аллилуиа:
1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи, ибо истину Твою в Цéркви святых.
2. Бог прославляем в совéте святых.
Великомученика Димитрия Солунского
26 октября / 8 ноября
Прокимен, глас 7: Возвеселится прáведник о Гóсподе, / и уповáет на Негó.
Ст.: Услыши Бóже глас мой, внегдá молити ми ся к Тебé.
К Тимофею послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Чáдо Тимофéй! Укрепляйся в благодáти Христóм Иисýсом, и что слышал от меня при мнóгих свидетелях, то передай верным людям, котóрые были бы способны и других научить. Итак переноси страдáния, как дóбрый воин Иисýса Христá. Никакой воин не связывает себя делáми житейскими, чтóбы угодить военачальнику. Éсли же кто и подвизается, не увенчивается, éсли незаконно бýдет подвизаться.
Трудящемуся земледельцу первому дóлжно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Госпóдь разумение во всём. Помни Гóспода Иисýса Христá от сéмени Давидова, воскресшего из мёртвых, по благовествовáнию моемý, за котóрое я страдáю дáже до уз, как злодей; но для Слова Бóжия нет уз. Посемý я всё терплю ради избранных, дáбы и они получили спасéние во Христé Иисýсе с вéчною слáвою. (2Тим 2: 1–10)
Аллилуиа:
1. Прáведник яко финикс процветéт, яко кедр, иже в Ливáне, умнóжится.
2. Насаждéни в домý Госпóдни, во двóрех Бóга нáшего процветýт.
Архистратига МИХАИЛА и прочих НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
8 / 21 ноября
Прокимен, глас 4: Творяй áнгелы Своя дýхи / и слуги Своя плáмень óгненный.
Стих: Благослови, душé моя, Гóспода, Гóсподи Бóже мой, возвеличился еси зелó.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Éсли через áнгелов возвёщенное слóво было твёрдо, и всякое преступлéние и непослушáние получáло прáведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадéв о толиком спасéнии, котóрое, быв сначáла проповéдано Гóсподом, в нас утвердилось слышавшими от Негó, при засвидéтельствовании от Бóга знáмениями и чудесáми, и различными силами, и раздаянием Дýха Святáго по Егó вóле? Ибо не áнгелам Бог покорил бýдущую вселéнную, о котóрой говорим; напрóтив нéкто нéгде засвидéтельствовал, говоря: «Что знáчит человéк, что Ты пóмнишь егó? Или сын человéческий, что Ты посещáешь егó? Не мнóго Ты унизил егó пред áнгелами; слáвою и чéстью увенчáл егó, и постáвил егó над делáми рук Твоих, всё покорил под нóги егó».
Когдá же покорил ему всё, то не остáвил ничегó непокорённым ему́. Ныне же ещё не видим, чтóбы всё было ему́ покоренó; но видим, что за претерпéние смéрти увéнчан слáвою и чéстью Иисýс, Котóрый не мнóго был унижен пред áнгелами, дáбы Ему́, по благодáти Бóжией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежáло, чтóбы Тот, для Котóрого всё и от Котóрого всё, приводящего мнóгих сынóв в слáву, вождя спасéния их совершил через страдáния. (Евр. 2, 2–10)
Аллилуиа:
1. Хвалите Гóспода, вси áнгели Егó, хвалите Егó, вся силы Егó.
2. Яко Той речé, и быша; Той повелé, и создáшася.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
21 ноября / 4 декабря
Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.
Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Пéрвый завéт имéл постановлéние о Богослужéнии и святилище земнóе: ибо устрóена былá скиния п́ервая, в котóрой был светильник, и трáпеза, и предложéние хлéбов, и котóрая назывáется «святóе».
За вторóю же завéсою былá скиния, назывáемая «Святое святых», имéвшая золоту́ю кадильницу и облóженный со всех сторóн зóлотом ковчéг завéта, где были золотóй сосýд с мáнною, жезл Аарóнов расцвéтший и скрижáли завéта, а над ним херувимы слáвы, осеняющие очистилище; о чём не ну́жно тепéрь говорить подрóбно.
При такóм устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники совершáть богослужéние; а во втору́ю – однáжды в год оди́́н тóлько первосвящéнник, не без крóви, котóрую принóсит за себя и за грехи невéдения нарóда. (Евр 9:1–7)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пéрвый Завéт имéл и свои богослужéбные предписáния, и своё земнóе святилище. Былá устрóена скиния. Пéрвая часть её, в котóрой был светильник и стол с хлéбами предложéния, назывáлась «Святáя». А часть скинии, котóрая за вторóй завéсой, назывáлась «Святáя Святых». В ней был золотóй жéртвенник для каждéния и Ковчéг Завéта, со всех сторóн окóванный зóлотом. В ковчéге – золотóй сосýд с мáнной, расцвéтший жезл Аарóна и скрижáли Завéта. А над ковчéгом – херувимы слáвы, осеняющие егó крышку, мéсто очищéния. Но сейчáс об э́том не стóит говорить подрóбно.
При таком устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники, чтóбы совершáть богослужéние; а во втору́ю – тóлько один первосвящéнник, и тóлько один раз в год, и непремéнно с крóвью, котóрую он принóсит за себя и за совершённые по невéдению грехи всегó нарóда.
Аллилуиа:
1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.
2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.
Апóстола Андрея Первозванного
30 ноября / 13 декабря
Прокимен, глас 8: Во всю зéмлю изыде вещáние их / и в концы вселéнныя глагóлы их.
Стих: Небесá повéдают слáву Бóжию, творéние же рукý Егó возвещáет твердь.
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Нам, послéдним послáнникам, Бог су́дил быть как бы приговорёнными к смéрти, потомý что мы сдéлались позóрищем для мира, для áнгелов и людéй. Мы безу́мны Христá рáди, а вы мудры во Христé; мы нéмощны, а вы крепки; вы в слáве, а мы в бесчéстии. Дáже доныне тéрпим гóлод и жáжду, и наготу́ и побóи, и скитáемся, и тру́димся, рабóтая своими рукáми. Злослóвят нас, мы благословляем; гóнят нас, мы тéрпим; ху́лят нас, мы мóлим; мы как сор для мира, как прах, всéми попирáемый доныне.
Не к постыжéнию вáшему пишу́ сиé, но вразумляю вас, как возлюбленных детéй моих. Ибо, хотя у вас тысячи настáвников во Христé, но не мнóго отцóв; я родил вас во Христé Иисýсе благовествовáнием. Посемý умоляю вас: подражáйте мне, как я Христý. (1Кор 4:9–16)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Сдаётся мне, что нас, апóстолов, Бог вывел напокáз послéдними, как приговорённых к смéрти, потомý что мы стáли зрéлищем для всегó мира – и для áнгелов, и для людéй.
Мы ради Христá безу́мны, а вы во Христé разу́мны. Мы бессильны, а вы сильны. Вам честь, а нам бесчéстье. До сегó чáса мы голодáем и жáждем, одéты в лохмóтья и избиты, скитáемся и надрывáемся, рабóтая своими сóбственными рукáми. Нас ху́лят – мы благословляем; нас гóнят – мы тéрпим; нас порóчат – мы отвечáем дóбрым слóвом. Как сор э́того мира, – такими мы стáли, как отбрóсы человéчества, – и так до сих пор. Не для тогó, чтóбы устыдить вас, пишу́ я это, но для тогó, чтóбы вразумить вас, моих возлюбленных детéй. И будь у вас хоть дéсять тысяч настáвников во Христé, отцóв у вас не мнóго! Но во Христé Иисýсе Евáнгелием породил вас я. Поэ́тому и призывáю вас: берите в примéр меня.
Аллилуиа:
1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи, ибо истину Твою в Цéркви святых.
2. Бог прославляем в совéте святых.
Святителя и чудотворца НИКОЛАЯ
6 / 19 декабря
Прокимен, глас 7: Возвеселится прáведник о Гóсподе, / и уповáет на Негó.
Ст.: Услыши Бóже глас мой, внегдá молити ми ся к Тебé.
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Повину́йтесь настáвникам вáшим и бýдьте покóрны, ибо они неусыпно пеку́тся о ду́шах вáших, как обязанные дать отчёт; чтóбы они дéлали это с рáдостью, а не воздыхáя, ибо это для вас неполéзно.
Молитесь о нас; ибо мы увéрены, что имéем дóбрую сóвесть, потомý что во всём желáем вести себя чéстно. Осóбенно же прошу́ дéлать э́то, дáбы я скорéе возвращён был вам. Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пáстыря овéц вели́́кого Крóвию завéта вéчного, Гóспода нáшего Иисýса Христá, да усовершит вас во всяком дóбром дéле, к исполнéнию вóли Егó, производя в вас благоугóдное Ему через Иисýса Христá. Ему слáва во вéки векóв! Аминь. (Евр 13: 17–24)
Аллилуиа:
1. Свящéнницы Твои, Гóсподи, облекýтся в прáвду и преподóбнии Твои рáдостию возрáдуются.
2. В пáмять вéчную бýдет прáведник, от слýха зла не убоится.
Гражданский Новый год
31 декабря и 1 января по новому стилю
Прокимен, глас 4: Воспою Гóсподеви благодéявшему мне, / и пою имени Гóспода Вышняго.
Стих: Возрáдуется сéрдце моé о спасéнии Твоéм.
К Тимофею послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Чáдо Тимофéй! Прéжде всегó прошу́ совершáть молитвы, прошéния, молéния, благодарéния за всех человéков, за царéй и за всех начáльствующих, дáбы проводить нам жизнь тихую и безмятéжную во всяком благочéстии и чистотé, ибо это хорошó и угóдно Спасителю нáшему Бóгу, Котóрый хóчет, чтóбы все люди спаслись и достигли познáния истины.
Ибо един Бог, един и посрéдник между Бóгом и человéками, человéк Христóс Иисýс, предáвший Себя для искуплéния всех, Ему честь и держáва вéчная! Аминь. (1Тим. 2, 1–6; 6, 16)
Прáведного Иоанна Кронштадтского
20 декабря / 2 января
Прокимен, глас 7-й: Возвеселится прáведник о Гóсподе, / и уповáет на Негó.
Ст.: Услыши Бóже глас мой, внегдá молити ми ся к Тебé.
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Имéя Первосвящéнника вели́́кого, прошéдшего небесá, Иисýса Сына Бóжия, бýдем твёрдо держáться исповéдания нáшего. Ибо мы имéем не такóго первосвящéнника, котóрый не мóжет сострадáть нам в нéмощах нáших, но котóрый, подóбно нам, искушён во всём, крóме грехá.
Посемý да приступáем с дерзновéнием к престóлу благодáти, чтóбы получить милость и обрести благодáть для благоврéменной пóмощи. Ибо всякий первосвящéнник, из людéй избирáемый, для людéй поставляется на служéние Бóгу, чтóбы приносить дары и жéртвы за грехи, могу́щий снисходить незнáющим и заблу́дшим, потомý что и сам облóжен нéмощью, и посемý он дóлжен как за нарóд, так и за себя приносить жéртвы о грехáх.
И никто сам собóю не приéмлет этой чести, но призывáемый Бóгом, как и Аарóн. Так и Христóс не Сам Себé присвóил слáву быть первосвящéнником, но Тот, Кто сказáл Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом мéсте говорит: «Ты свящéнник вовéк по чину Мелхиседéка». (Евр 4:14–5:6)
Аллилуиа:
1. Прáведник, яко финикс процветéт, яко кедр, иже в Ливáне, умнóжится.
2. Насаждéни в домý Госпóдни, во двóрех Бóга нáшего процветýт.