Источник

Часть 9, Глава 3Часть 9, Глава 5

Третий член Символа веры

4. Внутренняя причина происхождение греха заключается в свободе воли человека

Указание на происхождение греха из свободы человека101 можно находить в Св. Писании а) Ветхого и б) Нового Завета и в) в учении св. отцов церкви.

а) Так прежде всего в словах Моисея, обращенных к израильскому народу: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 3:15). Из этих слов видно, что выбор между жизнию и добром, с одной стороны, и смертию и злом, с другой, зависит от самого человека, следовательно, если он избирает зло, то совершает его добровольно, а не вынужденно.

Такие обращение Моисея к народу Израильскому, как: «Если ты... будешь слушать глас Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его» (Втор. 28:1; ср. Втор. 30:10, 16), или: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановление Его» (Втор. 28:15; ср. Втор. 30:17), могут служить также указанием на происхождение греха из свободы человека. Такие обращение показывают, что исполнять или не исполнять заповеди и постановление Божии зависит от самого человека, именно от его свободы.

Все наказание, которым Бог подвергал за грехи отдельных лиц и целые народы, и в частности народ израильский, также могут служить свидетельством происхождение греха из свободы человека. В самом деле, если бы грехи были не свободны, если бы они происходили необходимо, под влиянием злого существа или другой какой-либо причины, то Бог не поставлял бы их в вину лицам согрешающим и не подвергал бы последних наказанию за эти грехи. Если же Бог вменяет грехи согрешающим лицам, то значит, что они имеют свою главную причину в самих этих лицах, в их свободе, вследствие чего и заслуживают вины и наказание.

б) В Новом Завете Сам Иисус Христос весьма ясно признает, что внутренняя причина происхождение греха заключается в самом человеке, именно в его свободе, когда Он называет сердце человека, это средоточие внутренней жизни его, источником греховных действий. "Из сердца, – говорит Спаситель, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяние, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Значит, внутренний корень греха лежит в самом человеке, в его внутреннем существе, в его внутреннем желании, которое не обусловливается необходимо никаким внешним влиянием. Ап. Павел в посл. к Римлянам говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьми и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13:12, 13). Если бы не во власти человека было, не от его свободы зависело вести добродетельную или порочную жизнь, то апостол не сделал бы такого увещание, какое он сделал в приведенном месте, не приглашал бы христиан к отвержению дел тьмы, к удалению от себя указанных пороков и к жизни добродительной, благочестивой. Поэтому и приведенное место может служит подтверждением того, что порочная, греховная жизнь человека зависит от него самого, от его свободы.

Таким образом, как в Ветхом, так и в Новом Завете находятся довольно ясные указание на происхождение греха из свободы человека.

в) Согласно с Св. Писанием отцы церкви главную, внутреннюю причину происхождение греха полагали в самом человеке, именно в его свободе. Так, св. Василий Великий в опровержение учение гностиков и манихеев о происхождении зла говорит: «Не доискивайся зла во вне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия» (Твор. св. Василия Великого в русск. пер. ч. 1-я, стр. 30). В другом месте, в опровержение того, что Бог – виновник зла, он говорить: «Не Бог причина зол, а мы сами; потому что началом и корнем греха служит от нас зависящее, наша свобода» (Там же, ч. IV, стр. 145). Весьма ясно выражает эту мысль св. Василий Великий также в следующих словах: «В собственном смысле зло, то есть, грех, – это зло, наиболее достойное сего наименование, зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удерживаться от порока, или быть порочным» (Там же, стр. 150).

Точно также св. Григорий Богослов ясно признает зло происходящим от нас самих и вместе с тем от диавола, когда говорит: «Зло не имеет ни особой сущности, ни царства, оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богом, но есть наше дело и дело лукавого, и привзошло в нас от нашего нерадение, а не от Творца» (Твор. св. Григория Б. в русск. пер. ч. III, стр. 320). Ясно выражает эту мысль св. Григорий Богослов и в следующих словах: «Ржа – пагуба твердому железу; а я, самоубийца, насадил в себе пагубу – грех, по своему умышлению, последовав коварным внушениям завистника» (Там же, ч. IV. стр. 228).

Подобным образом и блаж. Феодорит признает, что грех происходит из нашей свободы, когда говорит: «Поскольку от произволения зависит избрание доброго и противного тому, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи» (Твор. блаж. Феодорита, в рус. перев., ч. I, стран. 39).

Приведенных мест вполне достаточно, чтобы видеть, что и отцы и учители церкви главную причину происхождение греха полагали, согласно со словом Божиим, в самом человеке, именно в его свободе. – (Из кн. «Грех, его происхожд., сущность и следствия», свящ. В. Велтистова. Москва, 1885 г., стр. 183–190).

 

* * *

101

Примеч. Тело человека (плоть) не ест источник греха. Ап. Павел говорит: „да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Римл. VI, 12 – 13). Если члены тела могут быть представляемы как Богу в орудия праведности, так и греху в орудия неправды, то ясно, что тело само по себе не служит источником греха, что оно делается орудием неправды не само по себе, но от человека. „Тело, говорит св. Иоанн Злат. при объяснении 13 стиха 6-й гл. послания к Римлянам, служит средством и к пороку, а к добродетели, подобно как и оружие: сие последнее пригодно и на худое, и на доброе, смотри по тому, у кого в употреблении. Так одним и тем же оружием действует и воин, подвизающийся за отечество, и разбойник, вооружающийся против граждан. Следовательно, невиновно никакое оружие, а виновен тот, кто употребляет оное во зло. Тоже самое надлежит сказать о плоти: не по собственной природе, а по расположению души она бывает тем и другим. Когда ты с жадностию смотришь на чужую красоту, глаз делается оружием неправды не по собственному своему действию, но по лукавству управляющего им помысла, потому что дело глаза смотреть, а не смотреть лукаво. Обуздай помысл – и глаз сделается оружием правды. Тоже должно сказать об языке, о руках и о прочих членах» (св. Иоанна Злат., толков. на посл. к Римлянам. Новый перев. с греч., изд. 3-е. – Москва. 1855 г., стр. 236 – 237).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle