Источник

Часть 9, Глава 24Часть 9, Глава 26

Третий член Символа веры

25. О следствиях нераздельного и неразлучного соединения естеств в лице Иисуса Христа

Следствием нераздельного и неразлучного соединение естеств в лице Богочеловека Господа Иисуса Христа св. отцы признают:

а) обожение в Нем человеческого естества. «Должно знать – замечает св. Иоанн Дамаскин – о плоти Господа говорится, что она обожена, стала едина с Богом... И сие не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, т. е. ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем. Ибо, как исповедуем вочеловечение без изменение и превращение, так равно утверждаем, что и плоть обожена таким же образом.

Как Слово от того, что стало плотию, не оставило Своего Божества и не лишилось свойственных Ему боголепных совершенств, так и плоть, быв обожжена, не изменилась в своем естестве или в своих естественных свойствах: ибо и по соединении как естества остались несмешанными, так и свойства их неприкосновенными.

Плоть Господня обогатилась божественными силами по причине теснейшего или ипостасного соединение с Словом, не потеряв ничего из естественных своих свойств, ибо плоть не собственною своею силою творила божественные дела, но силою соединенного с нею Слова, потому что Слово чрез плоть обнаруживало Свои собственные действие. Так, раскаленное железо жжет не потому, чтобы оно получило от природы силу жечь, но потому, что оно получает таки свойство от соединение с огнем. Посему одна и та же плоть сама по себе была смертна, а по ипостасному соединению с Словом животворна. Подобным образом говорим, что и воля Господа обожжена не потому, чтобы естественное движение изменилось, но потому, что она соединилась с Его божественною и всесильной волею и сделалась волею вочеловечившегося Бога» («Точное излож. правосл. веры», стр. 197, 198).

б) Дальнейшее следствие соединение естеств в Господе – то, что Иисусу Христу, как Богочеловеку, подобает единое нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, как говорит св. Афанасий Александрийский: «Как будучи Словом и «во образе Божии сый» (Флп. 2:6), Сын всегда достопоклоняем, так Он же стал человеком и наречен Иисусом, но, тем не менее, вся тварь – под ногами Его и о имени сем преклоняет пред Ним колена, и исповедует, что Слово стало плотию и смерть претерпело во плоти» («Твор. св. отц.», М. 1852 г, т. 19, стр. 220, 221), «Тело Господне сделалось телом несозданного Слова – и достодолжное воздается ему поклонение, подобающее Божеству, потому что Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело» («Твор. св. отц.“ М. 1853 г., т, 21, стр. 365). «Один есть Христос, совершенный Бог и совершенный человек, – свидетельствует св. Иоанн Дамаскин – Ему поклоняемся, равно как и Отцу и Духу, единым поклонением с пречистою плотию Его. Не отвергаем поклонение плоти, ибо ей воздается поклонение в единой ипостаси Слова, которое сделалось ипостасию для плоти, но не служим твари, ибо поклоняемся плоти, не как простой плоти, но как плоти соединенной с Божеством, потому что два естества соединились в одно лице и в одну ипостась Бога Слова» («Точное излож. веры», стр. 159).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle