Третий член Символа веры
24. Об образе соединения двух естеств в Иисусе Христе
Халкидонский IV вселенский собор учит, что они соединены, с одной стороны, неслитно и неизменно, а с другой – нераздельно и неразлучно. Два естества во Христе не слились и не смешались, так, чтобы из них произошло нечто непохожее ни на то, ни на другое естество, и не преложились одно в другое: «ни божественное естество не изменилось в человеческое, ни человеческое в божественное естество, но то и другое пребыло совершенным, в едином лице, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к естеству человеческому» («Правосл. испов.,» вопр. 38. М. изд. 13, 1843 г., стр. 40).
С другой стороны, они нераздельны в том смысле, что составляют во Христе не два лица, нравственно соединенные, но одно лицо или ипостась Богочеловека, и неразлучны – в том смысле, что, с минуты зачатие Спасителя Пресвятою Девою, два естества во Христе уже не разлучались во время страдании на кресте, по воскресении и вознесении на небо, – не разлучатся и тогда, когда Господь наш, как Сын человеческий, придет судить живых и мертвых (Мф. 25:31). Вследствие такого неслитного и непреложного соединение естеств во Христе Спасителе, вселенский VI собор вопреки, ереси монофелитов, определил признавать в Богочеловеке две воли и два действования: «две естественные воли или хотения в Нем, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению св. отец наших, такоже проповедуем: два же естественно хотения не противные, да не будет якоже нечестивии еретицы рекоша, и Его человеческое хотение – последующее, и не противостоящее, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его божественному и всемогущему хотению» («Книга правил», стр. 4).