Третий член Символа веры
2. Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде
Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытие, в которой ясно повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию – вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт. 3); – далее таким же злым существом является диавол и в книге Иова (Иов. 1:6–12, 2:1–7). В книге Паралипоменон (1Пар. 21:1) говорится, что «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян». Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и таким образом вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал пред Богом (1Пар. 21:8), и за который Господь наказал израильский народ моровою язвою (1Пар. 21:14). Таким образом приведенное место служит новым доказательством того, что сатана вводит человека в грех.
Точно также и в Новом Завете находятся ясные указание на то, что диавол вводит человека в грех. На это указывает прежде всего самое название его искусителем (Мф. 4:3; 1Фес. 3:5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем ко греху сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф. 4:1–11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1–13). В пустыне, куда удалился Иисус Христос после Крещение, явился Ему сатана и стал искушать Его, прельщая Его всеми своими искусительными средствами, как то: «похотию плоти, похотию очей и гордостью житейскою» (1Ин. 2:16). Но Иисус Христос оказал решительное противодействие всем искушеним сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божие в грех.
Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф. 13:24–30, 36–43). «Царство небесное, – говорит Он, – подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг... и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13:24, 25). "Поле, – по объяснению Спасителя, – есть мир; доброе семя... сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол» (Мф. 13:38, 39). Таким образом зло в мире представляется, по словам Спасителя, посеянным или происшедшим от диавола. По свидетельству Евангелие сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк. 22:3; Ин. 13:2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает диавола виновником происхождение греха, когда говорить: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушит дела диавола» (1Ин. 3:8). Здесь греховные действие человека прямо называются «делами диавола». Значит на происхождение их оказывает влияние диавол, вследствие чего они и называются его делами, В словах ап. Петра, в которых он предостерегает христиан от козней диавола, мы можем находить также указание на участие диавола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит апостол, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Здесь диавол представляется противником человека, старающимся погубить его, но он губит человека тогда, когда вводит его в грех.
Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что диавол оказывает влияние на происхождение греха в человеке.