Источник

Часть 8, Глава 6Часть 8, Глава 8

Второй член Символа веры

7. Святоотеческие соображения относительно того, почему Иисус Христос именуется Словом

Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Этим именем (Слово) евангелист называет второе лице достопокланяемой Троицы – Сына Божие, как видно из дальнейшей речи самого евангелиста (Ин. 1:14). Открытое свыше Иоанну (Апок. 19:11, 13) и известное отчасти прикровенно в Ветхом Завете (Пс. 32:6; Прем. 18:15), это наименование Сына Божия.

1) выражает особенное отношение Сына Божие к Богу Отцу. «Поскольку рождение Сына есть рождение бесстрастное, потому евангелист и именует Его Словом, дабы из того, что есть в тебе, научит тебя тому, что превыше тебя. Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь, бывающему в телах: так и божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления» (Злат. ср. Феофил.)

2) Это – наименование показывает отношение Сына Божие, как Творца к твари. «Не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему существу: ибо что стоит не Словом?» (Григорий Богослов III, 99). Сын есть содетельная и содержительная вина всего сотворенного; ибо Им создано все видимое и невидимое и все Им содержится (1Кол. 1:16, 17).

3) Наименование сие выражает отношение Сына Божие в частности к разумным тварям – людям, как сообщившего им откровение об Отце. «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому что являет Его» (Григ. Бог., там же). «Евангелист так наименовал Его и потому, что Сын пришел возвестить нам об Отце: «вся, елика слышах от Отца Моего, сказал вам»« (Ин. 15:15) (Златоуст). «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно как и всякое слово объявляет настроение ума» (Феофил.).

4) Наименование сие указывает на совечность Сына Отцу: ибо «как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог не был без Сына»97 (Феофил.). (Из «Толков. Еванг.», еп. Михаила, кн. 3, стр. 11, 12).

 

* * *

97

Примеч. Объяснение слов: „и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Иоан. I, 14). „Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и слово Отца, не приходит к своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха“ (Григ. Бог.). Слово плоть, по библейскому словоупотреблению, имеет много значений. Здесь оно без сомнения имеет самое полное и чистое значение полного и чистого человека, состоящего из души и тела. В таком значении всего полного человека оно нередко употребляется в Библии как Ветхого, так и Нового Завета (ср. Ис. ХL, 5; Иоан. XVII, 2 – 3; Римл. III, 20 и др.; ср. Феофил.). Посему выражение – Слово стало плотию значит: Слово восприняло полное человеческое естество, земное тело и разумную душу и, будучи Богом от века, стало Богочеловеком во времени. „Когда слышишь, что Слово стало плотию, не подумай, что оно оставило собственную Свою природу и превратилась в плоть, – но что, оставаясь тем, чем было, оно стало тем, чем не было» (Феофил). И обитало с нами, или точнее – вселилось среди нас. Образ и выражение заимствованы от обитания или вселения Бога Иеговы среди народа Своего во „Святом святых» в скинии, потом во храме. И мы видели славу Его: мы, т. е. ученики (1Иоан. 1, 1) или вообще верующие и только верующие, так как видение или созерцание этой славы возможно только очами веры; неверие не видело и не могло видеть этой славы, как это мы видим из всей евангельской истории; оно, видя, не видит, слыша, не слышит, т. е. видя действия лица или события, не понимает их внутреннего смысла и значения и, следовательно, не может видеть, например, славы божественной в лице и действиях Господа Иисуса, как это видно, например, из образа действий в отношении ко Христу книжников и фарисеев. Славу Его: слава, внешнее проявление величества невидимого Бога, особенное внешнее необычайное проявление Его внутреннего невидимого существа. Эту славу Божию в особенном необычайном явлении в лице Господа Иисуса Христа – воплотившегося Слова, и притом в ее полноте (ст. 16), и созерцали по вере ученики Его и верующие во имя Его. Созерцали они славу сию «во всем, что Он делал и говорил» (Феофил.), но особенно – в некоторых чрезвычайных проявлениях ее, – в преображении, воскресении, вознесении. Они созерцали славу Слова, именно, как единородного от Отца, т. е. слава Божия могла так проявиться и проявляться только в единородном от Отца, т. е. во всей ее полноте (ст. 16), созерцаемой верою. Выражение – как означает здесь не уподобление и не сравнение, а подтверждение и несомнительное определение, как бы так сказал евангелист: „мы видели славу, какую подобает и свойственно иметь единородному и истинному Сыну царя всех Бога» (Злат. ср. Феофил.). Слово единородный в приложении к Слову, воплотившемуся Господу Иисусу, употребляется только у одного еванг. Иоанна (Ин.1:18, 3:16,18; 1Иоан. IV, 9) и обозначает Его, как единственного Сына (Лук. VII:12, VIII:42, IX:38; Евр. XI, 17), кроме Которого Бог Отец ее имеет еще сына, по существу, а не по благодати; почему этот единородный и единственный Сын и существует от вечности с Богом и есть божественное лицо, Творец и Промыслитель мира (ст. 1–3). От Отца, т. е. из существа Отца (Ориг.). Полное благодати и истины: два основные вида явления славы Слова, как единородного от Отца – благодать и истина. Благодать означает собственно милосердие, любовь, потом – самые дары и благодеяния, оказываемые милосердием и любовию во всем их многообразном проявлении: истина – противоположность лжи или мнимому, призрачному, а также – образу, тени. В воплотившемся Слове – Господе Иисусе эта благодать, как милость и дар излились вполне на все человечество по вере, и истина во всем ее обширном значении открылась людям; тогда как в ветхом завете, вообще говоря, благодать не вполне открылась, потому что фактически крестною смертию Мессии еще не разрушено было греховное средостение между Богом и человеком: закон же вообще имел значение сеновное (Евр. X, 1), – прообразительное, имея истину только в будущем во Христе. „Мы видели славу не пророка, не ангела, не архангела, не горних сил, не иной какой созданной твари, какова бы она ни была, но видели славу Самого Владыки, Самого Царя, Самого истинного единородного Сына, Господа всяческих. Неприступная слава сия, хотя и была сокрыта под покровом тела, однако ж проявлялась в такой необычайной силе и светозарном сиянии, каким может блистать только слава единородного от Отца, Господа славы» (Злат.). – («Толковое Евангелие от Иоанна», кн. 3. Еп. Михаила, стр. 27 – 31).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle