Источник

Часть 8, Глава 5Часть 8, Глава 7

Второй член Символа веры

6. О безначальном рождении Сына Божие от Бога Отца, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина (Богословие 1 кн. 8 глава)

I. Веруем, учит св. Иоанн Дамаскин, и во Единого Сына Божие Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, от Отца рожденного прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым все сотворено.

«Когда мы говорим, что Он прежде всех веков, то сим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытие приведен в бытие сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был со Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально»93.

II. «Ибо Отец никогда не был без Сына: но Отец всегда вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы назваться Отцом. Если бы Он существовал когда-нибудь не имея Сына, то также после сделался бы и Отцом, не быв прежде Отцом, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцом, стал Отцом, а такая мысль хуже всякого богохульства. Ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождение; а сила рождение в том состоит, чтобы из себя, то есть из собственной сущности, рождать одинаковое с собою по естеству (См. Григорий Назианзина, слово 35, 36). И потому о рождении Сына нечестиво утверждать, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца, ибо мы исповедуем рождение Сына из Отца, то есть из Его естества. И если мы не согласимся, что Сын существовал изначала вместе со Отцом, от Которого Он рожден, то допустим, что Он, (т. е. Бог Отец), не бывши Отцом, стал после Отцом»94.

III. «Правда, что тварь произошла впоследствии времени; однако же не из сущности Божией, а волею и силою Божиею приведена из небытие в бытие; и потому (при сотворении) не произошло никакого изменение в естестве Божием. Рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит вне, а не из сущности творящего и созидающего, и без всякого сомнение не есть подобное ему по сущности (См. Григория Назианз. слово 29). Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества, и происходит из существа Его; иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый, и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие воли, не совечно Богу. Ибо не может быть, чтобы приведенное из небытие в бытие было совечно безначальному и всегда существующему»95.

IV. «Итак, святая кафолическая и апостольская церковь учит, что есть Отец и вместе единородный Сын Его, рожденный из Него не во времени, без истечение, бесстрастно и непостижимо, – так, как ведает сие один только Бог всяческих. Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, – не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет, всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него»96.

 

* * *

93

Примеч. Приведенным толкованием святого Иоанна Дамаскина на слова Символа веры: „рожденного прежде всех век“ ясно показуется, что Сын Божий имеет безначальное рождение, а не во времени родился, и что Он соприсносущен Отцу, то есть не было того, чтобы когда был Отец, не было Сына, ибо не из небывшего стал Он быть, не из несуществовавшего стал существовать, но вечное и безначальное имеет бытие.

94

Примеч. Здесь св. Иоанн Дамаскин еще яснее и решительнее говорит, что Отец неизменяем по существу, есть присно Отец, и не было того, чтобы Он прежде не имел силы к рождению Сына, а потом бы возымел, и по сему не было того, чтобы Он когда-то не был Отцом, и не было того, чтобы когда-то не существовал Сын; если не веровать в собезначальность Сына со Отцом, и допускать, что акибы когда-то не было Сына, то этим учением допустится изменение во Отце, Который акибы не бывши прежде Отцом, потом сделался Отцом. Такая мысль по выражению святого Иоанна Дамаскина, хуже всякого богохульства.

95

Примеч. Итак, по учению святого Иоанна Дамаскина, тварь не совечна создавшему ее, а произошла впоследствии. Св. Дамаскин доказывает, почему тварь не совечна Богу. Тварь, говорит он, не происходит из существа Творца, но происходит вне, волею и силою Божиею произведена из небытия в бытие, и потому не совечна Богу; а рождение Сына – из существа рождающего, посему Сын собезначален и совечен родившему, а иначе, то есть если бы рождаемый, Сын Божий, не был собезначален родившему, Отцу, то рождающий потерпел бы изменение и был бы Бог первый, а рождаемый – Бог последующий, и в Божестве произошло бы приумножение, то есть прибыло бы лицо, не бывшее прежде.

96

Примеч. Вот, св. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что святая соборная и апостольская церковь учит, что есть Отец, есть вместе и единородный Сын Его, рожденный от Него не во времени, но прежде всех век, то есть собезначальный Отцу, родившему Его. Итак, из приведенных слов святого Иоанна Дамаскива видно, что учение православной церкви о рождении Снна Божия есть следующее: Отец собезначален, и Сын, от Него рожденный, собезначален и совечен Ему; а если допустить, что Сын от Отца рожден после, то таковым учением не только унижается Сын собезначальный Отцу, но восходит уничижение и на Бога Отца, ибо признается, что Он был когда-то не родивший Сына и существовал, – значит, не было и Троицы в Божестве, и что Он потерпел изменение, – из нерождающего изменился в рождающего, из не-Отца стал быть Отцом, и в Божестве сделалось приращение, явилось не бывшее лицо – Сын (Сн. статью Архим. Павла: „Новое третье обличение проповеданного в Белокривицком Уставе и защищаемого Онисимом Швецовым лжеучения о подвременном рождении Сына Божия от Бога Отца“, в «Братском слове» за 1892 г. № 17).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle