Второй член Символа веры
5. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как доказательства Божества Его
Самый главный в житиях святых образ доказательств Божества Иисуса Христа, суть чудеса, совершенные ими силою Христовою. Расскажем здесь несколько чудесных событий, доказывающих истинность веры в Иисуса Христа, как Сына Божия.
I. Св. Харитина осуждена была на потопление в море: для сего привязали к ней большой камень и бросили ее в глубину морскую; но камень тотчас же оторвался, и святая, поддерживаемая силою Всевышнего, стала на поверхности моря и пошла по водам. Вышедши на берег, она встала пред мучителем и сказала: «Видишь силу Христа моего и веруй в Него» (Чет.-Мин. окт. 5 д.).
II. По молитве к Господу Иисусу Христу яд терял свою смертную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравою уморить св. Виктора. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и подал святому. Св. Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: «Если съешь это и останешься жив, тогда я оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего». Св. Виктор съел и это безвредно. Тогда волхв открыто пред всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел в свой дом, сожег все волшебные книги и сделался совершенным христианином (Чет.-Мин. нояб. 11 д.).
III. И кипящая смола претворялась в холодную воду, и раскаленное железо охлаждалось. Св. мученики Павел и Юлиание, будучи ввержены в кипящую смолу, воззвали к Господу Иисусу Христу об избавлении от болезненной муки, – и клокочущая смола претворилась в прохладную воду. Чудо это, впрочем, не вразумило мучителя. Он повелел положить их на двух железных разженных кроватях и поливать тела их маслом. Св. мученики и здесь остались невредимыми. Тогда исполнители мук воскликнули: «Нет иного Бога, кроме небесного Бога, Который помогает Павлу и Юлиании» (Чет.-Мин. марта 4 д.).
IV. Имя Иисуса Христа и мертвецов воскрешало. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, – взывал св. мученик Юлиан над мертвецом, – призри ныне с высоты небесной, воздвигни мертвеца сего, да постыдятся врази Твои, а верующие в Тебя да укрепятся!» После сего обратился к мертвому с такими словами: «Земля сухая! во имя Того, Который воскресил четверодневного Лазаря, говорю тебе: востань и стань на ноги твои!» и мертвец воскрес (Чет.-Мин. янв. 8 д.).
V. При св. Феодоре Едесском был также спор у христиан с евреями о Божестве Господа Иисуса Христа. От евреев спорил один их законоучитель. Много хульного говорил он на Христа Бога нашего. Христиане молчали, а евреи громкими криками выражали свою победу над ними. Тогда святитель Феодор дал знак рукою, чтобы все замолчали; потом, обратившись к жидовину, сказал ему: «Если бы ты предложить нам на обсуждение что-либо из книг Моисеевых, мы тогда стали бы отвечать тебе; но как ты говорил хульное сам от себя, говорил не то, о чем возвестили пророки, а то, что внушает тебе отец твой сатана, посему против всего твоего хульного многоглаголание скажу тебе одно вещание св. пророка Давида: «Немы да будут устне льстивые, глаголющие на праведного беззаконие, гордынею и уничижением» (Пс. 30:19). И тотчас велеречивый законоучитель сделался безгласен; хульный язык его перестал говорить и связался немотою. После трех дней он написал к св. Феодору письмо, в котором просил у него милости соделать его христианином. Святитель, по оглашении, ввел его в купель св. крещения и крестил его во имя Пресвятой Троицы; и разрешился язык безгласного: он прославил имя Отца, и Сына и Святого Духа и исповедал Христа Сыном Бога живого (Чет.-Мин. июля 9 д.).
VI. Некто Григорий, ученик преп. Василия, читая книги Ветхого Завета, пришел в сомнение об истинности веры христианской и помышлял, что иудеи веруют право. Преподобный Василий, духом узнав о сем, обличил маловерного и испросил ему от Бога откровение. В одну ночь Григорию открылся страшный суд всего рода человеческого, и он увидел Судью Господа, сидящего на престоле, и праведников, стоящих одесную Его, а грешников ошуюю; в числе последних увидел он и иудеев, неуверовавших во Христа: они вместе с язычниками были осуждены и посланы в геенну огненную (Чен.-Мин. марта 26 д.).
VII. Смерть ересиарха Арие, как Божие наказание. Александр, архиепископ Константинопольский, получивший приказание императора Константина Великого ввести еретика Ария в церковное общение, был человек кроткого характера, и не чувствовал себя ни достаточно сильным, ни достаточно решительным для того, чтобы противиться приказанию своего императора, чтобы именно на следующий день Арий был принят в общение с православными в церкви, известной под именем Ирины. В таком крайнем положении он пал ниц в святилище этой церкви, и со слезами на глазах и воздетыми руками молился Богу, говоря: «Если Арий придет завтра возьми меня отсюда, и не дай мне погибнуть с виновным! Но если Ты сожалеешь Твою церковь, как Ты действительно сожалеешь ее, то возьми отсюда Ария, дабы, когда он войдет, не вошла с ним и ересь» (молитва, как она услышана была пресвитером Макарием, передается Афанасием в его письме к Серапиону – sес. 3. Ср. Sосr. 1, 37). Настало роковое утро. Арий, надменнее теперь еще более обыкновенного и делая разные пустые замечание (Аthan. Ер. ad Sеrар. 3), находился на своем пути в церковь, окруженный евсевианами и любопытной и возбужденной толпой. Но вот он вдруг схвачен был внезапным приступом боли в желудке и удалился в отхожее место позади форума. Сопровождавшие его лица ждали его довольно продолжительное время. Но, наконец, отправившись к нему, с целью позвать его, они были поражены ужасным зрелищем: у старого ересиарха (ему было уже более 80 лет от роду), как оказалось, лопнуло чрево, и он лежал, плавая в своей крови и представляя ужасающее зрелище. Таковы факты истории, и читатель сам должен делать свои толкование о них (толкование делаются святыми Афанасием, Епифанием, Григорием Назианзином, Амвросием и греческими церковными историками). Эта ужасная смерть Ария невольно вызывала сравнение ее со смертью Иуды. Она произвела глубокое уныние в рядах его сторонников, и естественно была принимаема православными, как высший приговор над всем его делом. – (Сост. по соч. «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара, изд. 1891 г., стр. 289).
VIIІ. Григорий Турский рассказывает, что ариане (неизвестно, когда именно), с целию оказать противовес чудесам православных, подговорили одного человека притвориться слепым, с целью совершить над ним мнимое исцеление. Когда арианский епископ наложил на него свою руку, то обманщик был поражен действительною слепотою, сопровождаемою мучительною болью в глазах. Он сознался в обмане и объявил себя обращением к православной вере, после чего он и был исцелен Евгением и двумя другими православными епископами (Hist. 11, 2).
IX. На православных было воздвигнуто жестокое гонение со стороны ариан. Самым знаменитым событием в истории этого гонение был случай с исповедниками в Типасе. Православные этого города упорно отказались признать арианского епископа, и продолжали совершать свои обряды; вследствие чего, по приказанию Гуннерика, многим из них (по некоторым свидетельствам 60) были отрублены правые руки и с корнем вырезаны языки. Несмотря на это, они продолжали говорить, как и прежде, и это столь чудесное обстоятельство было всеми понятно в смысле божественного предостережение гонителям. Виктор Витский упоминает, как об особенно известном члене из среды этих страдальцев, об одном иподиаконе, по имени Ренарате Константинопольском (См. Еваgr. IV, 14; Runart. 482 и след.). Самый факт способности этих страдальцев говорить после потери своих языков достаточно подтверждается, – в особенности Энеем Газским, платоническим философом, обращенным к христианству, который заявляет, что он тщательно исследовал их (Patrol. grec. LХХХV, 1001), и император Юстиниан в особенном указе заявляет, что он сам был свидетелем этого событие (Cod. 1, XXVII).