Источник

Часть 8, Глава 1Часть 8, Глава 3

Второй член Символа веры

2. Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог

Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, а именно – второе Лице Пресвятой Троицы, Сын Божий. Эта священная истина лежит в основании всего Нов. Завета; ее 1) возвещает Сам Христос Спаситель, 2) проповедуют ученики Его и 3) исповедует св. церковь, начиная с апостольского века.

1. Христос Спаситель.

а) называет Себя Единородным Сыном Божиим, веру в Божество Свое полагает необходимым условием спасение (Ин. 3:16, 36, 6:47) и представляет ее делом Божиим: «се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он» (Ин. 6:29);

б) именует Бога Отца Своим Отцем (Ин. 15:1, 15);

в) указывает на Свое единосущие с Отцом (Ин. 10:30, 14:10, 11) и совершенное равенство с Ним (Ин. 5:17, 19, 21, 16:15, 13:10), а при таком единосущии и равенстве Сына с Отцом – никто же знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и Емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27; Ин. 8:19);

г) говорит о Себе, что для совершение воли Отца о спасении людей сшел с неба (Ин. 6:38), – от Бога (Ин. 16:27, 13:3), – от Отца (Ин. 16:28).

д) усвояет Себе Божеские свойства, а именно – Вечность (Ин. 8:58, 13:5), Самобытность (Ин. 5:26), Вездесущие (Ин. 3:13, 14:23; Мф. 18:30), Всемогущество, выразившееся в совершении чудес, «ихже ин никтоже сотвори» (Ин. 15:24), и показавшее, что Он, как Бог, имеет власть не над телом только, но и над душою (Мф. 9:6);

е) учит, как имеющий Божественную власть (Ин. 7:46; Мф. 24:35);

ж) представляет Себя верховным Судию человеческого рода (Ин. 5:22), – награждающим (Ин. 10:28) и наказывающим (Мф. 13:41, 42);

з) как Бог, дает ученикам Своим силу чудес (Мк. 16:17, 18; Лк. 10:19), обещает им премудрость (Лк. 21:15), ободряет их надеждою на получение просимого (Ин. 14:13, 14, 16:23), утешает обетованием Святого Духа (Ин. 15:26);

и) защищает Божество Свое против неверующих иудеев. Иудеи, слыша слова Господа, научавшие их к вере в Божество Его, роптали и говорили: «не сей ли есть Иисус сын Иосифов, егоже мы знаем отца и матерь? како убо глаголет сей, яко с небесе снидох?» (Ин. 6:42). «Даже – искаху Его... убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца своего глаголаше Бога, равен ся творя Богу» (Ин. 5:18), или, в другой раз, «взяша камение Иудее, да побиют Его, – глагояюще, о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твбрищи Себе Бога» (Ин. 10:31, 33). Но Господь постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который «свидетельствова о истине» (Ин. 5:33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим «над всеми» (Ин. 3:31–36), – Отца небесного, сказавшего о Нем: «сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Ин. 5:37; Мф. 3:17), – Своих чудесных дел (Ин. 5:36) и ветхозаветных писаний (Ин. 5:39). Наконец и) Господь утверждает истину Своего Божества самою Своею смертию. Когда привели Его на суд к первосвященнику Каиафе, то, по выслушании многих лжесвидетелей, архиерей торжественно спросил Его: "заклинаю Тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий?» (Мф. 26:63; Мк. 14:61). Иисус Христос прямо и решительно отвечал всему собранию: «Аз есмь: и узрите Сына человеческого одесную седяща силы и грядуща со облаки небесными» (Мк. 14:62). «Тогда архиерей растерза риза своя, глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей? се, ныне слышасте хулу Его: что вам мнится? Они же отвещавше реша: повинен есть смерти» (Мф. 26:65, 66). Потом иудеи, приведши Иисуса к Пилату, сказали ему: «мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (Ин. 19:7). Но и пред Пилатом Господь исповедал Свое Божество в той мере, в какой мог понять язычник; на вопрос его: «убо Царь ли еси Ты?» – отвечал: «ты глаголеши, яко царь Аз есмь: Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину... царство Мое несть от мира сего» (Ин. 18:37, 36).

2. Эту веру в Божество Господа Иисуса Христа ап. Петр, от лица всех апостолов, исповедовал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: «вы же кого Мя глаголете быти?» – отвечал: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:15, 16). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою Церковь (Мф. 16:18). Св. апостолы в своих Писаниях, почитая себя слугами и проповедниками Христовыми (1Кор. 4:1; 2Кор. 4:5), приписывают Господу все, что приличествует единому истинному Богу, а именно: а) Божеские имена. Они называют Его – Сыном Божиим собственным (Рим. 8:32; Гал. 4:4), – Богом (Ин. 1:1, 14), – Богом воплощенным (1Тим. 3:16), – Богом истинным (1Ин. 5:20), – Богом великим и Спасителем (Тит. 2:11–13), – Богом благословенным (Рим. 9:5), – Господом (1Кор. 8:6), – Господом славы, (1Кор. 2:8); б) Божеское естество и равенство с Богом Отцом (Кол. 2:9; Флп. 2:6) ; в) Божеские свойства, как-то: Вечность и Неизменяемость (Евр. 1:10–12, 13:8; Апок. 22:13, 1:10, 17, 2:8), Всеведение (Ин. 2:24, 25, 21:17; Кол. 2:3), Всемогущество (Евр. 1:3); г) Божеские действие, как-то: творение (Ин. 1:3; Кол. 1:16), промышление (Кол. 1:17), владычество (Деян. 10:36; Иуд. 4; Апок. 19:16); д) Божеское почтение. Апостолы научают веровать в Господа (Деян. 16:31, 20:21; 1Ин. 3:23), надеяться на Него, как на упование наше (1Тим. 1:1; Кол. 1:27), любить Его (1Кор. 16:22), покланяться Ему (Флп. 2:9, 10; Евр. 1:6); исповедовать Его (1Ин. 4:15; Рим. 10:9), призывать Его в молитвах (Рим. 10:13; Деян. 22:16).

3. Чему учил Господь Иисус Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь, хранительница истинно-апостольского предание, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.

а) Из мужей апостольских – св. Игнатий Богоносец в послании к ефесским христианам пишет: «Один врач телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог в человеке, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос»68 – к Смирнским христианам: «Господь наш Сын Божий, по плоти истинно происшел от рода Давидова, по воле и силе Божественной истинно родился от Девы»69; в других посланиях называет Господа «Вечным Словом, Сыном Божиим»70, «Богом нашим»71, «Богом, явившимся в человеческом образе»72, кровь Его – «кровию Бога»73 и страдание – «страданиями Бога»74; св. Поликарп приветствует филиппийских христиан следующими словами: «Милость и мир от Иисуса Христа – Бога Вседержителя, Господа и Спасителя нашего, да умножится вам»75, и говорит, что Иисусу Христу «повинуется все небесное и земное, и служит всякое дыхание»76.

Из св. отцов и учителей I и III веков – св. Иустин утверждает, что Иисус Христос есть «Первородное Слово Божие и Бог»77, и обращаясь к иудеям, замечает: «Если бы тщательнее размышляли о сказанном пророками, вы не стали бы отвергать, что Христос есть единый Бог и Сын нерожденного Бога»78; св. Ириней говорит, что «Все пророки и апостолы и сам Дух именуют Иисуса Христа в собственном смысле Богом, и Господом, и Царем вечным и Единородным, и Словом воплощенным»79, и свидетельствует, что в его время вся церковь веровала «Во Единого Христа Иисуса, Сына Божие, воплотившегося для нашего спасения»80: св. Дионисий Александрийский в особом послании исповедует, что «Христос единосущен Богу»81 и «имеет вечное бытие, как Слово, и Премудрость, и Сила»82; св. Мефодий Патарский в слове о Симеоне и Анне выражается: «Дева без мужа родила первенца, Единородного от Отца Сына, родила Того, Который в вышних без матери просиял из сущности единого Отца»83; в слове на неделю ваий: «благословен грядый во имя Господне – Бог истинный во имя Бога истинного, Вседержитель от Вседержителя, Сын во имя Отца, Царь истинный от истинного Царя, имеющий царство, как и родивший Его, вечное и предвечное»84. Не менее ясные свидетельства о Божестве Господа находятся и у других св. отцов и учителей церкви II и III веков, как-то: Тациана, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Ипполита, св. Киприана, Арнобие, Петра Александрийского85.

б) Св. мученики запечатлели кровию свою веру в Божество Господа нашего Иисуса Христа. В течение первых трех веков христианство испытывало постоянные гонение – сначала от иудеев, а потом от язычников. Все страдальцы, начиная с первомученика архидиакона Стефана, исповедавшего пред кончиною своею «Сына человеча, одесную стояща Бога» (Деян. 7:56), с радостию шли на смерть за имя Христово, и на увещание язычников отречься от Христа отвечали всенародным прославлением Его, как истинного Бога86. Ничто не могло победить несокрушимого мужества этих исповедников Христовых; самые жестокие мучение они переносили в молчании, возбуждая своим терпением непритворное удивление в самых мучителях своих, как замечает один древний, современный гонениям, писатель: «Что говорить о мужах? – дети и наши женщины, вдохновляемые терпением, небрегут о крестах, пытках, зверях и всех ужасах мучений», и, обращаясь к язычникам, выражается: «Вы не понимаете, жалкие, что не найдется ни одного человека, который пожелал бы подвергнуться страданию без достаточного побуждение, или же мог бы перенести мучение без помощи Божией»87.

в) В символах или исповеданиях веры, бывших в употреблении в христианских церквах до четвертого века, Иисус Христос называется «Сыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истинным, Им же вся быша»88, «Единым от Единого, Богом от Бога, Силою, сотворившею все твари, истинным Сыном истинного Отца, Невидимым от Невидимого, Бессмертным от Бессмертного, Вечным от Вечного»89, «Словом Божиим, Богом от Бога, Сыном Единородным, перворожденным всея твари, прежде всех век от Бога Отца рожденным»90.

г) На соборе Антиохийском (269 г.) было разобрано и осуждено лжеучение Павла Самосатского, отвергавшего Божество Иисуса Христа, и отцы собора писали еретику: «Мы рассудили письменно изложить ту веру, которую мы сначала приняли, которая предана нам и содержится в кафолической и святой церкви даже до сего дня, по преемству от блаженных апостолов, бывших самовидцами и служителями Слова (Лк. 1:2), и которая возвещается в законе, пророках и Новом Завете. Вот она: Бог нерожден, един, безначален, невидим... Сына Его, познав из Ветхого и Нового Заветов, мы исповедуем и проповедуем рожденным, единородным Сыном, образом невидимого Бога, перворожденным всея твари (Кол. 1:15), Премудростию, и Словом и Силою Божиею (1Кор. 1:24), существующею прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и ипостаси, Божиим Сыном... И все боговдохновенные писание представляют Сына Божие Богом».

На Никейском Вселенском соборе по осуждении лжеучения Ария (325 г.) установлено на все времена веровать «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша»91 (Сост. по кн. «Еванг. история о Боге–Слове» прот. П. Матвеевского, стр. 15–21).

 

* * *

68

Послания св. Игнатия Богоносца, Казань, 1855 г. глав. 7, стр. 47.

69

Там же, гл. 8, стр. 166.

70

Магнез. гл. 8, стр. 83.

71

Римл. гл. 1, стр. 121; гл. 3, стр. 126; Еф. гл. 18, стр. 65; Полик. гл. 8, стр. 193; Тралл. гл. 7, стр. 105.

72

Еф. гл. 19, стр. 67.

73

Еф. гл. 1, стр. 36.

74

Римл. гл. 6, стр. 130.

75

Посл. Филип. гл. I.

76

Там же, гл. 11.

77

Аполог. 1, § 63.

78

Разговор с Трифон. гл. 121.

79

Против ересей, кн. 3, § 19, 2.

80

Там же, кн. 1, § 10, 1.

81

Посл. к Дионисию Римскому.

82

На эти слова ссылается св. Афанасий Александрийский в своем послании.

83

§ 11.

84

§ 10, 11.

85

Эти свидетельства можно читать у преосвящ. Макария: «Правосл. догмат. Богословие». Спб. 1850 г. изд. 2. Т. 1, стр. 305 – 308.

86

Примеры см. у преосвящ. Макария, стр. 308 – 309).

87

Минуций Феликс – Осtav. сар. 36, 37. См. также у Лактанция Instit. lib. V, сар. 13.

88

Симв. церкви иерусалим. Вingham. Origines ecclesiast. Наlae, 1727. vol. IV, pag. 96.

89

Симв. церкви неокесарийской, Ibid. pag. 86.

90

Симв. церкви кесарийской, Ibid. pag. 97.

91

Примеч. Изъяснение мест Св. Писания, которые, по-видимому, не согласуются с учением о Божестве И. Христа. Есть в Св. Писании места, которые по-видимому, не согласуются с учением о Божестве Сына Божия и Его равенстве со Отцом, и которыми потому издревле пользовались еретики, отвергавшие Божести нашего Спасителя. Но надобно помнить: а) что по учению Св. Писания, И. Христос есть не только Бог, но и человек: б) что, как Бог, Он имеет бытие от Отца, и вследствие того, хотя единосущен Ему и совершенно равен, но по личным отношениям есть Сын Отца и занимает второе место в порядке лиц Пресв. Троицы; и в) что наконец, как Искупитель наш, Он во днех плоти своей находился в состояния добровольного самоуничижения (Евр. V, 7; Фил. II, 6–8), благо говоливши принять на Себя наши грехи, соделаться по нас клятвою (Гал. III, 13) и всецело исполнить волю Отца, определившего спасти мир кровию Сына Своей (Рим. III, 25). При свете этих мыслей мы удобно поймем истинный смысл тех мест Св. Писания, на которые во все времена указывали неправомыслящие и опровержение догмата о Божестве Господа Иисуса. Так – а) когда Он сказал „не может Сын творитя о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща (Иоан. V, 19), то сказал по личному отношению Своему ко Отцу, от Которого и с Которым имеет не только единое бытие, но и единое хотение, единое действование, единое могущество; а потому, естественно все, что ни творит, творить всегда от Отца и с Отцом, и ничего не может творить только от Самом Себя (Невозможно и ни с чем несовместимо, чтобы Сын творил что-либо такое, чего творить Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак ничего нет собственного; потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца“ (Св. Григор. слово 30, в Твор. св. отц. 111, стр. 88) „Сын от Отца, и все, что имеет, имеет от Него; посему и не может творити о Себе ничего же; ибо не имеет действия особо от Отца» (Иоан. V, 19) И в другом месте: «что говорит (Сын), творит от Отца и с Отцом: ибо одно и то же, не подобное только но тоже самое хотение, действование и могущество Отца и Сына и Св. Духа (св. Иоан. Дамаск., Точн. изл. прав. веры, кн. 1, гл. 13, стр. 45, 46 и кн. IV, гл. 18, стр. 274). ); б) когда сказал: „Отец Мой болий Мене есть“ (Иоан. XIV, 28), то сказал, сколько по личному отношению ко Отцу, как виновнику Своему („Здесь слово – болий сказано в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, поселу Отец и болий, как виновник и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой болий есть, т. е. поколику Он Отец. Но слово – „Отец“ что иное значит, как не то, что Он ??? и начало рожденному от Него» (Св. Вас. Вел. кн. I против Евном., в Твор. св. отц. VII, стр. 56). Тоже говорят – св. Григорий Богослов (в Твор. св. отц. III, стр. 85), отцы собора Сирдийского (арud Тheodorest Н. Е. II, сар. 8) св. Златоуст (homil LХХV in Iоаn. аd сар. 14 vers. 29), св. Епифаний (hаеrеs. 69), св. Исидор Пелусиот (lib. III, epist. 334) и св. Иоанн Дамаскин (Точн. изложение прав. веры I, 8 стр. 23). ), столько же, и по Своему человечеству, которое без сомнения, ниже Божества („Когда Он говорит: Отец Мой, пославший Меня, болий Мене есть (Иоан. XIV, 28), называет Отца больше Себя потому, что Сам содедался человеком; но, как Слово Отца, Он равен Ему» (св. Афанас. Вел. слово о воплот. Бог Слове прот. ариан в Христ. чт. 1840, III стр. 171 – 172). Так же объясняют это место св. Амвросий (de fide III, сар. 4), св. Кирилл (ib Ioan lib. X), блажен Августин (dе Тrinit. 1, сар. 7. 9. 11) папа Лев (Epist аd Flanian. сар. 4.) и др. ); в) когда сказал: „восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему“ (Иоан. XX, 17), – то сказал и как Сын Божий и как человек: ибо Бог есть Отец Его по естеству, а Богом Его соделался по домостроительству, поколику Сын принял на Себя человеческую природу, между тем, как по отношению к вам, наоборот, Бог есть Отец только по благодати, а Владыка и Бог по естеству. Говорит: «восхожду ко Отцу моему и Отцу нашему, и Богу моему и Богу вашему» (Иоан. IX, 17). Ибо Бог есть Отец Его до естеству, а наш – по благодати; и Богом Его сделался по домостроительству, поколику Он сделался человеком, а наш Он Владыка я Бог по естеству» (св. Афанасий, слов. против ариан., Хр. чт, 1840, III, стр. 17). Та же мысль у св. Кирилла Иерус. (Оглас. поуч. XI, п. 19, стр. 200 в русск. перев.) и св. Григория Богослова (Твор. св. отц. III, стр. 86); г) когда сказал: „о дни том, или о часе никтоже весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» (Марк. XIII, 32; Мат. XXIV, 36), – сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии проиавольного самоуничижения („Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Ту же мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно в безотносительно, т. е. без присовокуплении: чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение в смысле более сообразном с благочестием, и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (св. Григорий Богослов, в Твор. св. отц. III, стр. 94). То же говорят св. Афанасий (соntr Аriаn. orat. 4), Евстафий Антиохийский (соntr. Аrian. lib. 6), cв. Кирилл Александрийский (Dialog lib. 6) и друг. ), и по планан домостроительства, находя не полезным открывать людям о времени суда (Умолчал Он о времени суда потому только, что неполезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, в знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа?“ (Св. Васил. Вел. в Тв. св. отц. VII, стр. 166). ); д) когда сказал: „Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты“ (Матф. XXVI, 39), – показал в Себе две воли: человеческую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы стра-дание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть ( „Как человек, сделавшийся подобным человекам, Он молился, чтобы Его миновало страдание; а как Богь, по Божескому существу непричастный страданию, Он готов был принять страдание и смерть“ (св. Афанасий, слово против ариан., в Хр. чт. 1840, III, стр. 207). );) когда воззвал на кресте: ,Боже Мой, Боже Мой, Вскую Мя еси оставил» (Матф. ХХVІІ, 46) то воззвал Он, от лица нашего: ибо не за Себя страдал Он, а за нас, в не Сам Он был оставлен Богом Отцом (это и невозможно по единству и нераздельности Их существа), но мы были оставлены, для примирения коих с прогневаннык Божеством Он и восходил на крест (Св. Григор. Богосл. слово 30, в Твор. св. отц. III, стр. 82 – 88; св. Афанасий: „Когда Он говорит: Боже Мой, Боже Мой, Вскую Мя еси оставил, говорит сие от лица нашего; потому что Он, арак раба приим, в подобие человечестем быв, и образом обрется якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные, и проч. (Филип. II, 7), и, как говорит Исаия, грехи наши носить, и о нас болезнует (Ис. LIII, 4); почему Он и не на Себя болезнует, но за нас; и не Он Сах оставлен был Богом, но мы, для коих оставленных Он и пришел в мир“ (слов., прот. ариан. в Хр. чт. 1840, III, стр: 169 – 170). Св. Иоанн Дамаскин: „Христос никогда не был оставлен Отцем... след., Он так говорил по усвоенинию Себе нашего лица, и потому, что поставил Себя на ряду с нами; ибо мы были повинны греху и проклятию, как непокорные и преслушные, и за то оставленные Богом» (Точн. излож. прав. веры кн. IV, гл. 18, стр. 278). ) Показав, таким образом, способ благочестиво истолковывать места Писания, по-видимому, противоречащие учению о Божеетве Сына, и изъяснив труднейшие из них, считаем излишним перебирать все прочие, горавдо мение трудные (Желающий, впрочем, может найти подробнейшее рассмотрение всех этих мест у св. Афанасия (в слов. против ариан.), у св. Василия Великого (в 4-й книге против Евномия, Твор. св. отц. VІІ, стр. 114 – 178), у св. Григория Богослова (в слов. 29 и 30. Твор. св. отц. III, стр. 72 – 95) и у других отцов, писавших против ариан. А св. Иоанн Дамаскян преподает т подробные правила, как понимать такого рода места (Точн. излож. прав. веры кн. IV, гл. № о речениях, какие употребляются о Христе).(Сн. Догмат. богословие» Макария, т.И, стр. 291 – 296) ).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle