Источник

Часть 7, Глава 89Часть 8, Глава 2

Второй член Символа веры

1. Сетующим о том, что лично не видят Христа

(Верою) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

«Каждый день слышу, – говорит преп. Симеон, Новый Богослов, – как многие христиане говорят, что если б и мы были во времена апостолов и сподобились видеть Христа Господа, как они, то были бы святы и мы, как они. И не знают они, что Тот, Кто говорил тогда во времена апостолов, Он говорить и теперь во всем мире. И не только это, но Он и в действиях Своих таков же есть и ныне, как был в оное древнее время, как удостоверяет Сам, говоря, что как Отец всегда есть в Сыне, так и Сын в Отце, что как Отец Мой всегда делает, так и Я всегда делаю.

Но может, скажет кто, что совсем не одно и то же видеть Самого Христа Господа телесно, как тогда видели Его апостолы, и слышать только словеса Его, как слышим мы теперь, и от других научаемся всему, что говорится в евангелиях о Христе и царстве Его. И я тоже говорю, что совсем не равно нынешнее тогдашнему, но что оно несравненно больше того, и удобнее приводит нас к совершеннейшей вере, нежели тогда, как видели Господа телесно и слышали слово Его. Ибо тогда Господь наш являлся человеком простым, смиренным, каким и признавали Его неблагодарные иудеи, а теперь Он проповедуется Богом истинным. Тогда обращаясь с людьми телесно, ел Он с мытарями и грешниками, а теперь сидит одесную Бога и Отца и питает, как веруем, весь мир, и не это только, но веруем и говорим, что без Него ничто не бывает. Тогда уничижали Его самые ничтожные люди, говоря: «не сей ли есть тектон, Сын Мариин?..» (Мк. 6:3), а теперь покланяются Ему цари и князи, как Сыну истинного Бога и Богу истинному, и Он прославляет всех поклоняющихся Ему в духе и истине, хотя и наказывает их иногда, если согрешают, чтобы сделать их из скудельных и немощных железными и крепкими паче всех язык, сущих под небесем. Тогда почитали Его, как одного из людей, тленным и смертным, и было велико и дивно, если кто Его, когда Он будучи Богом безвидным и невидимым, неизменно и непреложно принял зрак раба чрез приятие тела человеческого и по всему был видим, как человек, ничего не имеющий особенного от всех других людей, ибо ел, пил, спал, утруждался, потел и делал все человеческое, кроме греха, было, говорю, велико и дивно, если кто Его, такового с полною верою признавал Творцом неба и земли и всего, что в них. Почему, когда Петр исповедал: «Ты еси... Сын Бога живаго», то Владыка Христос ублажил его, говоря: «блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, – т. е. чтоб ты, увидя истину, сказал так, – но Отец Мой, Иже на небесех» (Мф. 16:16, 17). А ныне ничего в этом нет дивного, когда Господь Иисус проповедуется сущим во славе. Я даже полагаю, что кто ныне, слушая Христа, каждодневно взывающего к нему во святых евангелиях и объявляющего волю благословенного Отца Своего, неповинуется Ему со страхом и трепетом и не соблюдает того, что Он ему заповедует, тот, если б и тогда был, видел Самого Христа и слушал Его учение, не уверовал бы в Него, боюсь даже, – не стал бы поносить и злословить Его» (Из 47 слова преп. Симеона, Нов. Богослова, снес. «Воскресное чтение» 1879 г. стр. 81, 82).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle