Первый член Символа веры
78. Опровержение ложного мнения, что будто бы Бог тем самым, что предвидит, уже предопределяет людей к той или иной жизни
Ложность этого мнения обнаруживает бл. Феодорит, который так говорит: «Никто пусть не утверждает, что причиною здесь служит предведение: потому что не предведение сделало таковыми (людей), а Бог только издали предусмотрел будущее, как Бог. Ибо если я, смотря на бешеного, закусившего удила и сбросившего с себя седока коня, скажу, что он, приближаясь к стремнине, бросится в нее, и затем по слову моему сделается это, то не я ввергнул коня в пропасть. И Бог всяческих, издалека все предвидя, как Бог, не доводит тем до необходимости одного преуспевать в добродетели, а другого делать зло. Если бы Сам Он принуждал к тому и другому, тогда несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание... Но Он справедлив, а потому побуждает к добру и запрещает противное тому, а также хвалит делателей добра и наказывает по Своей собственной воле возлюбивших порок»64. (Commеnt. in Epist. аd Rоman. vеrs. 29 еt 30. Сравн. Commеnt, in Рsalm. 57. vеrs. 4. Сн. «Опыт. Прав. дог. богосл.» еп. Сильвестра, Киев. 1884 г., т. III, ст. 513, 514.
* * *
Примеч. Вопрос о том, что предведение Божие не стесняет свободы человеческого духа, с обыкновенным глубокомыслием обсуждал в свое время профессор философии прот. Ф. Голубинский. Вот что он говорит по этому вопросу: „Как возможны случайные движения свободы человеческой? Бог предвидит их, как непременно имеющие последовать: эта непреложность предведения не подчиняет ли самую свободу человека такой необходимости, что она иначе не может действовать? На этот вопрос у отцов церкви и учителей христианских находим удовлетворительные разрешения, сила которых состоит в том, что ведение не есть еще необходимое определение действия, или события. В числе других Августин и Дамаскин рассуждают так: „не потому что-нибудь необходимо сбывается, что Бог предвидел; но потому Он предвидел, что так сбудется». Иероним говорит: «не потому что-нибудь будет, что Бог знает, но потому Бог знает, что так будет; итак, Он знает все будущее». Отцы церкви держатся той мысли, что если бы Бог своим предведением необходимо предопределял злые действия человека, стесняя его свободу, то Он был бы Виновником зла. Что ведение Божие не есть еще необходимое определение событий, это открывается из ведения, сопровождающего какое-нибудь явление, или обстоятельство. Человек смотрит на происходящее пред его взорами и видит это, как действительно существующее, как верное; но усмотрение его отнюдь не служит необходимо определяющею причиною того, что пред ним довершается, или движется. Предведение Божие свободных действий человека подобно нашему знанию действий других людей. Не от того человек так или иначе действует, что мы знаем его действия; будем ли мы знать, или не будем, действия его от того не изменятся. Так рассуждает о сем Боэций: „знание, как знание, нисколько не нарушает свободы. Мы видим, как несется колесница, замечаем с верностию, не наугад, как возница управляет колесами и колесницею, но колесница управляется не нашим знанием, а возницею, между тем мы видим это верно; но нужно было бы искусство для правящего колесницею, если бы она двигалась по необходимости». Как наше верное усмотрение происходящего пред глазами нашими не определяет необходимо движения, для которого есть своя причина, – а между тем мы с верностию видим происходящее, – так и предусмотрение Божие не определяет необходимо, что будет сделано свободною волею человека“ (Сост. „по лекциям по умозрительному Богословию», профессора прот. Ф. Голубинского М. 1868 г., стр. 142 – 144).