Источник

Часть 7, Глава 76Часть 7, Глава 78

Первый член Символа веры

77. Изречение св. отцов о предопределении

I. Из древних отеческих мнений о предопределении Божием особенного внимания по своей ясности, простоте и точности заслуживает мнение об этом догмате св. Иоанна Златоуста, сущность которого можно в коротке изложить в следующих положениях. Домостроительство спасение людей во Христе не есть что-либо новое или случайное, а от вечности предуставленное или предупределенное дело Божие (in Epist. аd Ерhes. homil, 1 п. 2), имевшее производиться Самим Богом, не не без участия и со стороны человека, потому что, хотя Бог желает одного спасения нашего и все делает для этого, но в то же время и от нас требует известного участия, большую часть производя Сам. А так как Бог не нуждался в том, чтобы, подобно людям, сперва дожидаться самого совершения людских дел, а потом уже судить о них, поскольку Ему все наперед известно, то Он от вечности же одних предызбрал к блаженству, а других предназначил к мучениям, сделав это отнюдь не по какой-либо необходимости, а по Своей правосудной воле, наперед предвидевшей в делах людей достойное или награды, или наказания. «Ибо избрание Божие бывает хотя не за добрые только дела, а по любви к нам, но и не по одной только любви, а и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной только любви, тогда все должны были бы быть спасены, а если бы, наоборот, достаточно было бы одной нашей добродетели, то излишне было бы явление Сына Божия в мире и излишне было бы все домостроительство Его. И так это делается и не по одной любви (Божией) и не за нашу только добродетель, но под условием той и другой вместе. Поэтому никто не имеет основания и права делать какой-либо упрек Богу за то, что Он избирает того или другого ко спасению и блаженству, так как Он избирает лучших, и Его избрание служит свидетельством не только Его любви к избираемым, но и добродетели их.

Что же касается неизбранных или отвергнутых Богом, то опять в сем случае не виновен Бог, так как Он предвидел, что они, не смотря на то, что Им будут призваны, не послушаются Его, и не смотря на то, что им будет дарована благодать, воспротивятся и отвергнуть ее, что и сбылось и сбывается на самом деле».

По этой то причине, по Златоусту, нужно отличать в Боге волю предшествующую, по которой Он, вследствие любви Своей, не хочет смерти ни одного грешника и подает все средства, необходимые для его спасения, и волю последующую, по которой в силу правды Своей обрекает Он на мучение тех, которые упорно отвергают все спасительные средства и с тем же упорством закосневают во зле.

II. Из позднейших же отеческих изложений догмата о предупределении особенного внимания заслуживает учение об этом самого верного и точного истолкователя древне-отеческих верований, св. Иаонна Дамаскина, который сущность его передает в следующих кратких и характерных положениях: должно знать что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Он предвидит и то, что зависит от нас, но не предопределяет его; потому что не хочет, чтобы было зло и не вынуждает добродетели... Предопределяет же и Своему предведению Бог то, что от нас не зависит. Ибо, по Своему предведению, Он предназначил уже все, что сообразно с Его благостию и правдою.

А так как св. Иоанн Дамаскин под независящим от нас и по Своему предведению, наперед Богом предназначенным для нас, разумеет воздаяние за нашу добродетельную или порочную жизнь, то, по его мысли, Бог только предопределяет ту или иную будущую участь людей, и притом предопределяет не по безотчетному Своему решению, а сообразно с Своею благостию и правдою, на основании предведения человеческих заслуг.

Что же касается самой жизни людей, своею святостью или порочностью условливающей этого рода заслуги, то Бог, хотя ее предвидит, но, сохраняя свободу, вовсе к ней не предопределяет, вследствие чего, не смотря на то, что Он хотел бы во всех видеть одно доброе и всех спасти, попускает в них возникновение и возрастание и злого, хотя оно противно Его воле и должно влечь за собою Его грозный суд. Причина поэтому и самого присуждения людей не только к блаженной, но и к мучительной будущей участи, заключается не в Боге, а в самих же людях, чрез свою собственную жизнь заслуживающих себе у Бога или награды или наказания (Сост. по «Опыт, правосл. догм. богослов. еп. Сильвестра», 1884 г. Киев, т. III, стр. 510–512, 514, 515).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle