Источник

Часть 7, Глава 42Часть 7, Глава 44

Первый член Символа веры

43. Нераздельность лиц Св. Троицы

Св. Григорий Богослов учит об этой истине так: «Как душа наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное множество мыслей, и однако ж чрез действие мышления не делится в существе своем, и не только не терпит оскудения от множества произведенных мыслей, но еще более обогащается ими; и как произносимое и свойственное всем нам слово, не отделяясь от производящей его души, в то же время всецело сообщается однако ж душам слушающим, так что, будучи присуще и произведшей его душей приемлющим его слушателям, способствует более к взаимному их соединению, нежели разделению: подобным же образом представляй себе, что и Сын не разделен от Отца, и Дух Святой от Сына, равно как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо деление и разъединение между умом, мыслию и душою: так никакого же нельзя представить себе деления и разъединения между Святым Духом, и Спасителем, и Отцем» (Христ. чтение 1835 г. Ч. II. стр. 140). Св. Афанасий Александрийский делает следующее превосходное сравнение, выясняющее наглядно нераздельность лиц Св. Троицы: «Три ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляя, как бы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени. Ибо Отец – не Сын, и Сын не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток – не река, и река – не исток, но тот и другая суть одна и та же вода, из истока лиющаяся в реку: так и Божество от Отца неслиянно и неотлучно пребывает в Сыне, как Господь говорит: «Изыдох от Отца... и иду ко Отцу» (Ин. 16:28). Святой же Дух, исходя от Отца, всегда пребывает в руках посылающего Отца и носящего Сына, и Им Он наполняет всяческая. Отец, имея бытие от Себя, родил Сына, а не создал, – родил, как реку от истока, как растение от корня, как сияние от света, все же это видим в природе нераздельным» (Твор. св. Афанасия Александрийского, ч. 1, стр. 163 и 165. Москва, 1851 г.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle