Источник

Часть 7, Глава 3Часть 7, Глава 5

Первый член Символа веры

4. Доказательства бытия Божия из начал разума

Главные из этих доказательств: космологическое, телеологическое и нравственное.

Первое заключает от условного к безусловному: в мире вещественном все условно и нет первой причины явлений и действий; человек принадлежит к этому же миру и потому так же несамобытен, как и другие предметы и существа природы, следовательно первой причины бытия надобно искать в Существе премирном и безусловном, ни от кого и ни от чего независящим, в Боге.

Второе основывается на целесобразности в мире: дивное устройство природы, в которой все подчинено строго определенным законам, все имеет свое назначение и стремится к осуществлению известных целей, указывает на разумное начало вселенной; очевидно, это начало не в веществе, которое бессознательно принимает различные формы и производить различные явления; человеческий разум способен только понимать законы природы, но не создавать их; следовательно начало разумного порядка – природы надобно искать в премирном и всемогущем разуме, в Боге.

Третье возникает из сознания нравственного порядка в мире человеческом, отличного от порядка природы: человек в собственной совести своей слышит предписания себе, одобрения или осуждения себе за свои поступки; эти требования и приговоры – не из мира природы, где нет ни свободы, ни различия между добром и злом, – ни от самого человека, который ясно может отличать свое произвольное от законного и чувствует обязанность подчинять первое последнему; следовательно начало нравственного закона и нравственного порядка надобно искать в высочайшем Законодателе и Судии, в Существе всесвободном и святом, в Боге (Из кн. «Очерки догмат. правос.-христ. учения», Прот. Н. Фаворова. Изд. 4-е, стр. 33, 34).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle