Источник

Часть 7, Глава 33Часть 7, Глава 35

Первый член Символа веры

34. Где Бог, там и все доброе, а где нет Бога, там все злое

«С кем есть Бог, тот все доброе делает и все доброе с ним делается; а с кем нет Бога, тот делает все злое и с ним все злое делается. Если Бог с нами, никто же на ны (Рим. 8:31); если же нет Бога с нами, то все враги наши восстают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердою каменною стеною; если же нет Бога с нами, то и твердые каменные стены будут паутиною, не защитят нас. С кем Бог, тому и благо; а кто без Бога, тому горе.

С кем же есть Бог и с кем нет Его, на это легко отвечать каждому: кто добродетелен, богоугоден, при том Бог пребывает; а кто злое творит и Бога прогневляет, при том нет Бога. С добрым человеком Бог, а со злым нет. Справедливо то, что Бог, всемогущею, всесодержащею и всеуправляющею силою Своею, при всяком есть человеке, так же при злом, как и при добром, яко везде сый и вся исполняяй. «Якоже бо солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и на неправедные» (Мф. 5:45); так и Бог жизнь всех содержит – добрых и злых, праведных и неправедных, вси бо о Нем есмы, живем и движемся (Деян. 17:28). Но благодатию Своею особенною, милосердою, спасающею, помоществующею, покрывающею и соблюдающею, Он не со всяким человеком находится, а только с тем, кто, обратив к Нему умственные очи свои с сердечною любовию и со страхом, выну зрит Его пред собою, по слову Давидову: «Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15:8), и ради присутствия Его, ради любви и страха, все, что делает, говорит и помышляет, делает богоугодно, говорит право, помышляет благо, часто повторяя себе слова пророка: «жив Господь, Емуже предстою» (3Цар. 17:1), или, говоря пространнее, жив Господь, пред Его же всевидящими очами хожу, стою, делаю, ем, пию, говорю, беседую, помышляю, и все, что ни творю, творю пред Его взорами и потому не смею что-нибудь худое сделать, или сказать или помыслить...

Почему человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? – Потому, что нет Бога пред ним. Почему дерзает кто обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Потому, что нет Бога пред ним. Почему тать крадет, разбойник разбойничает, бесстыдник сквернословит, лжец лжет, клятвопреступник всуе клянется, досадитель досаждает? Почему человек, сам весь во грехах, иных осуждает? Почему мздоимный судия неправедно судить, лживый свидетель лжесвидетельствует, злобный коварствует? Потому, что нет Бога пред ними, нет страха Божия у них, не помнят о Боге, ни суда Его боятся, ни мук вечных трепещут, ни Царствия Небесного чают. Нет Бога пред ними, и – оскверняются путие их на всякое время. О, если бы Бог был пред очами грешника, если бы грешник помнил о будущем суде и наказании, то не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию своего и Мстителя!» (Извлеч, в сокращ. из твор. св. Димитрия, митроп. Ростовского).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle