Источник

Часть 7, Глава 32Часть 7, Глава 34

Первый член Символа веры

33. Бог Вездесущ

Сам Бог в Ветхом Завете говорит о Себе: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер. 23:23, 24). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: «Он превыше небес... глубже преисподней... Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов. 11:8, 9). Ап. Павел учит о Боге, что «Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем движемся и есмы» (Деян. 17:27, 28), и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4:6).

«Бог пребывает, – учит св. Афанасий Великий, – во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (Dе dесrеt. sуnоd. nys. с. 11). «Надобно знать, – учить, св. Иоанн Дамаскин, – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. оrtodox. lib. I. с. 13; curs. compl. grаес. Т. ХСІV, col. 852).

«Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст, смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Hоmil. 2. in Epist. аd hebr. n. 1). (См. «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133)41.

 

* * *

41

Примеч. Не излишне здесь изложить умозрительное изъяснение вездеприсутствия Божия одного великого русского мыслителя, профессора философии и богословия прот. Ф. Голубинского. Он говорит: „доказательство Божественного вездеприсутствия находим у св. Григория Нисского, заимствованное из самого понятия бытия и сохранения вещей“. „Кто будет столько безумен, говорит он, чтобы, рассматривая вселенную, не убедился, что есть в ней Божество, что Оно содержит ее, обитает в ней? Ибо все зависит от истинно Сущего, и ничто не могло бы держаться в бытии если бы не держалось истинно Сущим. Но истинно Сущее, как такое, есть не другое что, как природа Божественная. Таким образом самое существование (permanentia) вещей убеждает нас, что во всем существующем находится Божественная природа, и одному только Богу свойственно проходить (проникать) все и во всей природе вещей, по всем ее частям, быть распростертым». Встречающиеся у отцов церкви выражения: проходить, проникать, всюду распростертым быть, надо принимать за выражения несобственные, а переносные. Опасно было бы употреблять оные, если разуметь чувственно, представлять Бога тончайшею какою-нибудь стихией, которая проникает более грубые тела. Но если устранены будут, такие представления, то как иначе выразить истинное понятие о вездеприсутствии Божием? Если не представлять Бога вездеприсущим, то надобно будет отделять места, или части из всеобщего пространства, где нет Бога. Тогда положен будет предел бытию и силе Его, точно также, как в чувственных телах непроницаемость одного из них препятствует другому занимать одно и то же место; тело, но своей непроницаемости не впускающее другое на свое место, полагает сему последнему границу. Подобное ограничение мы ввели бы и в существо Божие, если бы усомнились в вездеприсутствия Его. Но в существе Божием это соединение противоположностей дивное: Бог не заключен ни в каком месте и не исключен не из какого: – везде и нигде: нигде, как не заключенный и везде, как вседействующий, всесохраняющий, всесодержащий! Святой Григорий Богослов в сильных выражениях объясняет везде присутствие Божие: „Бог внутри всех вещей, вне и выше, я нижее всех вещей. Он выше всех вещей, как Владыка всего, ниже всех вещей, как носящй все, вне всего по Своему величию. Он внутри всех вещей не по протяжению материальному, но в простоте Своего существа, т. е., во всякой части мира всецел. Как Правитель мира, Он выше всех существ; как основание, опора мира, Он ниже всего; как всеобъемлющий, Он вне всего; как всепроникающий, Он внутри всего, – не так, чтобы одна часть была выше, другая ниже существ, одна часть внутри, другая вне вещей, нет, Он повсюду всецел. Он носитель вещей и вместе обладатель; обладая всем, носит все и, нося все, обладает всем; проникая все, окружает все, Он носит все, ниже всего без всякого труда проникает все, внутри вещей, не стягиваясь, не сокращаясь; Он окружает все, будучи вне всего, не растягиваясь, не расширяясь; Он выше всего и ниже всего, не будучи привязан к какому-нибудь месту; Он весь без протяжения, простирается без сокращения, или стягивания!» Спрашивают: по сущности ли Бог вездеприсущ, или только по некоторым Своим действиям? Если с утонченностью различать вездеприсутствие по сущности и по действиям, то следовало бы отделить в Боге действия от сущности, представить себе, что могут быть у Него такие действия, где нет сущности, и потому сущность Божия подчинилась бы ограничениям пространства; вездеприсущи были бы одни только действия. Но в Боге не может быть таких отделений; где действия Его, тан я Он Сам Своею сущностью. И для сотворенных существ не много случаев, где действующая причина отделяется от своего действия; так напр. представляют повеление Государя: он сам лично пребывает в столице, а повеление его распространяется повсюду и исполняется в его отсутствие. Но этот пример указывает на то, что личность земных владык ограничена определенным местом, тогда как повеления их далеко распространяются в государстве. Но такое ограничение не может принадлежать Богу. Еще спрашивают: как представить присутствие Божие в том, что в мире противно совершенствам Божиим? Так, в нравственном мире злодейские замыслы и действия совершенно противоположны Божиим свойствам; как представить, чтобы Бог был присущ и при таких действиях? Не нужно ли допустить, что злая воля как бы строит такие тайные углы, которые исключают присутствие Божие? Нет, и при самых мрачных замыслах и действиях злодеев Бог присутствует как Сохранитель, как Судия, как все назирающий. Та самая сила свободы, которою порочные придумывают и исполняют свои злодейские замыслы, сама собою не может существовать ни на одно мгновение, имеет нужду в непрестанном поддержании всесохраняющей вседержащей силы. Если бы Бог отвлек Свою силу от какого-либо существа или его силы, то оне тотчас разрушились бы, обратились бы в ничтожество. Итак, Бог в порочных действиях присутствует, как Сохранитель жизни порочного человека и в частности той силы его, которою он действует ко злу, далее, присутствует, как всевидящий и Судия. У псалмопевца читаем: „аще сниду во ад, Ты тамо еси, вот место, в котором сильнейшим образом раскрывается и физическое и нравственное зло. Учители церкви объясняют сие так: «во аде еси, яко отмще ний Господь,» т. е., как Судия. Следовательно, ни в физическом, ни в нравственном мире нельзя представить нн одного места, ни одного действия или состояния, где бы Бог не присутствовал» (Сост. по кн. «Лекции по умозр. богословию», прот. Ф. Голубинского. М. 1868 г., стр. 109 – 112).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle