Источник

Часть 7, Глава 30Часть 7, Глава 32

Первый член Символа веры

31. Бог Всемогущ

«Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... Всемогущ» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). «Он называется Всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но единым хотением Своим» (там же, отв. на вопр. 14, чит. весь).

Св. отцы и учители церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестною, что считали излишним ее доказывать. «Укажите мне, – писал блаж. Августин, – не говорю, христианина или иудея, но укажите мне язычника, покланяющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог Всемогущ. Отрицать Христа может, но отрицать Бога Всемогущего не может». На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2Тим. 2:13; Евр. 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и Всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым: это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что непротивно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.

Очевидное доказательство всемогущества Божия представляется в сотворении мира единым словом из ничего. «Он сказал, – и сделалось» говорит Давид о сотворении мира, «Он повелел, – и явилось»39) (Пс. 32:9).

 

* * *

39

Примеч. Вот несколько примеров всемогущества Божия: I. По велению всемогущего Бога угашалась сила огня, устремленная на св. мучеников. Св. Ирина постепенно ввергаема была в три медных быка, раскаленных, как горящий уголь, и каждый раз выходила из них целою и невредимою (Ч.-М. мая 5 д.). Св. мученик Платон положен был на медный одр и опаляем был снизу огнем, усиливаемым маслом, воском и смолою, а сверхом биен был жезлом. Три часа продолжалось это варварство, но тело мученика оказалось невредимым, и не было видно на нем никаких знаков, ни ран, ни опаления (Ч.-М. нояб. 18 д.). Когда св. мученик Пантелеимон ввержен был в кипящее олово, то огонь угас и охладело олово (Ч. М. июля 27 д.). II. По велению Бога всемогущего лютые звери претворялись в кротких агнцев. Св. Фекла – обнаженная изведена была против голодных и разъяренных львов и медведей. Звери, увидев чистую деву, преклоняли пред нею свои головы, и, как бы стыдясь наготы девственной, отходили от нее. А одна львица легла пред нею и лизала ноги ее. Народ, видевши это чудо, воскликнул: велик Бог, Которого проповедует Фекла! (Ч.-М. сент. 24). III. По велению Бога всемогущего люди ходили по водам, яко по суху. На шею св. муч. Пантелеимона навязали большой камень и ввергли в море, чтобы утопить его; но св. мученик пошел с этим камнем по водам, как по суху – и вышел на берег, поя и славя Бога. „Ужели ты силою волхвования и морем владеешь?» – вопрошал его изумленный царь. – Не я, отвечал святой, но Христос мой, Творец видимой и невидимой твари. Он владычествует и небом, и землей, и морем (Ч.-М. июля 27 д.). IV. Силою всемогущего Бога и горы преставлялись с своих мест. Св. Григорий Неокесарийский восхотел построить церковь близ горы. Когда стали полагать основание, то оказалось, что место тесно, и нельзя было расширить его по причине горы. Св. угодник стал на молитву и повелел горе именем Иисуса Христа подвинуться на столько, сколько нужно было для церковного здания: и потряслась гора и отошла далее, дав просторное место для построения церкви (Ч.-М. ноябр. 17 д). V. Волею всемогущего Бога и острые орудия делались тупыми, и огонь не жег. Св. мученицу Фавсту мучитель повелел перепилить пилою и сожечь. Шесть пил переменили исполнители казней и полагали тело св. мученицы в ковчег, огнем поджигаемый; но ни пилы, ни огнь не могли никакого вреда нанести телу св. мученицы. Судья, пораженный этим чудом, сказал св. мученице: „восемьдесят лет живу я на свете и никогда не видал сего, – скажи мне истину того, что препятствует мучениям?” – «Это, – отвечала мученица, – Бог наш бессмертный и вечный соблюдает Своих верных рабов, отвергших идолов, и хранит их от всякого зла» (Ч.-М. февр. 6 д.). VI. Силою Бога всемогущего и мертвые воскресали. Св. мученица Ирина была усекнута мечем и погребена. Сапор, совершивший убийство, хвалился им и смеялся над Христом, что Он не избавил мученицу от смерти. Тогда Господь послал ангела Своего, который воскресил ее. И говорил ей ангел: ты совершила подвиг страдальческий, и надлежало тебе почить, как блаженной и совершенной, на небе; но чтобы не хвалилось нечестие и беззаконие, как будто оно преодолело силу Бога нашего, войди во град, да, видя тебя живою, посрамятся все нечестивые ругатели и познают, что Бог наш всемогущ. Граждане, увидев св. мученицу живою, с ужасом воскликнули: дивен Бог Иринин! и обратилясь к христианской вере (Ч.-М. мая 5 д.). Сами св. угодники одним призыванием имени Господа Иисуса Христа воскрешали мертвых. Св. Евдокия подходила к каждому из пожженных небесным огнем язычников и, взявши каждого на руку, говорила: во имя Господа Иисуса Христа, воставшего из мертвых, востани и будь здоров! и таким образом, как бы от сна возбуждая, всех оживила силою Христовою (Ч.-М. марта 1 д.) – (Сн. кн.: „Правосл. испов. христ. веры в Ч.-М.“ Прот. Свирелина. Спб. 1893 г., стр. 20 – 22).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle