Источник

Часть 7, Глава 25Часть 7, Глава 27

Первый член Символа веры

26. Бог Всеведущ

Псалмопевец говорит о Боге, что «разума Его несть числа» (Пс. 146:5), т. е. что разум Его неизмерим. Ап. Павел пишет: «Кто бо разуме ум Господень?» (Рим. 11:34). В Нем «глубина премудрости и разума», т. е. ведения (Рим. 11:33). «Несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага... объявлена пред очима Его» (Евр. 4:13). «Наг ад пред Ним, и несть покрывало пагубе» (Иов. 26:6). Он знает вес ветра, воде меру, устав, данный дождю, и путь, назначенный для молнии громоносной (Иов. 28:25, 26). Он видит каждый шаг человека (Иов. 34:21), проникает в самую глубину его сердца (Иер. 17:10), ведает его помышления (1Пар. 28:9) и даже не закрыто пред Ним каждое желание его и воздыхание (Пс. 37:10). Он знает все прошедшее, потому что каждого имеет в последний день судить за все совершенные им в прошедшем дела, за все возникавшие в его сердце намерения (1Кор. 4:5) , и даже за сказанные им в прошедшем слова (Мф. 12:36). Знает будущее, что свойственно знать одному только Богу, почему Он Сам, обращаясь к ложным языческим богам, чрез пророка Исаию говорил: «возвестите нам грядущая на последок, и увемы, яко бози есте» (Ис. 41:23)35.

 

* * *

35

Примеч. Нравственное приложение догмата о всевидении Божием „Бог все созданные вещи знает и проницает их, смотрит на все дела и помышления и слышит слова наши, учит святитель Тихон Задонский. Видит и слышит все, Который дол око видеть и ухо слышать. Нет пред Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно, нет тьмы и ночи, но всегда ясный день и тьма как свет. – Всякого человека, сколько на свете ни есть людей, слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. – От размышления о таковом всеведении Божием последуют: 1) страх и трепет, и от сих опасное в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях жительство и обращение; 2) истинное покаяние, сокрушение о прежних грехах; 3) умная и сердечная молитва и воздыхание, ибо Бог и все сердечные наши желания видит; 4) удаление от лицемерия, которое вне оказывает святость, но внутрь зло питает... Учись убо от всеведения Божия сердце свое исправлять, да и внешние дела твои правы будут. Иначе будет как яблоко, вне красное, но внутрь гнилое и червивое, или как гроб повапленный, вне красный, но внутрь смрадовый“ (Сн. кн. „Изложен. христ. уч. правосл кафолической церкви». Спб. 1869 года, стран. 37).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle