Первый член Символа веры
25. Мысли о Премудрости Божией
I. «В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли; но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку, или даже составить песчинку? «Воистину велик Бог! И един Он велик и в великом и в малом земли» (свят. Филарет, митр. Московский).
II. «Подите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает, – длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы сберечь от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?» (Из Цветн. дух., ч. I, стр. 13)34.
* * *
Примеч. Нравственное приложение догмата о премудрости Божией. „От рассуждения премудрости Божией, писал к некоему брату святитель Тихон Задонский, учимся: 1) препоручать себя Промыслу Божию и не волноваться умом туда и сюда, но ждать конца в напастях наших; 2) учимся терпению в зло страдании, и носить крест, от Него наложенный нам; 3) учимся надеяться не на себя и князей века и прочее создание, но на Бога, ибо Он един может нам помощи; 4) учимся и сами дела ваши, с помощью Его управлять на добрый конец. – Рассуждай сие, заключает св. Тихон, и поучайся в сем. – Премудрый и преблагий Иисус да умудрит нас во спасение» (Сн. кн. «Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви». Спб. 1869 г., стр. 41).