О Священном Писании
3. Краткое обозрение содержания библейских книг
А. Ветхий Завет
По своему содержанию, книги Ветхого Завета, числом 22, разделяются на четыре следующие разряда; 1) книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; 2) исторические, которые содержат преимущественно повествование о событиях, составляющих историю благочестия; 3) учительные, которые содержат учение благочестия; 4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе. Впрочем, этими названиями обозначается только главное содержание тех или других книг; но в каждом из означенных отделов содержится много и такого, что служит содержанием книг, принадлежащих к другим отделам. Например исторические книги, вместе с историею благочестия, содержат в себе и законы, и учение благочестия, и пророчества; равно у пророков встречается много исторических, законодательных и учительных повествований; и в книгах учительных, на ряду с учением, предлагаются и история, и законы, и пророчества; и наконец, и в книгах законодательных есть и учение, и пророчества и история.
I. К законоположительным книгам относятся пять книг, написанных Моисеем; – книга Бытия, Исход, Левит, Числ и книга Второзакония. Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева.
1. Книга Бытия повествует о том, как начал быть мир и человек, откуда в роде человеческом произошел грех, и на чем основана вера в искупление, и заключает в себе историю патриархов, начиная с Адама до смерти Иосифа в Египте. Всех глав в книге Бытия 50.
2. Книга Исход повествует о чудесном исходе евреев из Египта, под предводительством Моисея, и о законе, данном народу на горе Синае, и продолжает историю избранного народа Божия от смерти Иосифа до построения скинии. Глав в книге Исход – 40.
3. Книга Левит заключает в себе законы, относящиеся к обрядам богослужения, которое препоручено было отправлять священникам и левитам из колена Левия. В кн. Левит 27 глав. Это – законы касательно жертвоприношений, священных лиц, телесной чистоты и очищений и праздников.
4. Книга Числ в самом начале своем представляет исчисление по коленам способных в войне евреев, сделанное по повелению Божию Моисеем и Аароном, и заключает в себе приключения народа еврейского и законы, данные ему во время странствования его по пустыне Аравийской, также повествования о войнах, которые имели евреи с царями Аморрейскими и Мадианитянами. В ней 36 глав.
5. Во Второзаконии Моисей, приближаясь к смерти, новому поколению евреев, возрастшему в пустыне Аравийской, повторяет законы, данные отцам их, погибшим в пустыне. Во Второзаконии 34 главы.
II. К историческим книгам Ветхого Завета относятся: книга Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии и Есфирь.
1. Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения обетованной земли и оканчивается сказанием о смерти сего вождя народа Божия после Моисея. Имеет 24 гл.
2. Книга Судей описывает состояние израильтян во времена судей, от кончины Иисуса Навина до смерти Сампсона; в ней изображено неоднократное порабощение Израиля окрестными народами и освобождение его посредством судей всякий раз, как только он обращался к Богу. В книге Судей 21 глава.
Ко временам судей относятся приключения Руфи, одной бедной Моавитянки, которая оставшись вдовою после одного еврея, имевшего пребывание в Моавитской земле, выказала такую привязанность к своей свекрови, матери умершего ее мужа, и такую любовь к истинному богопочитанию, что оставила родину и, вместе с свекровью, переселилась в иудейский город Вифлеем; здесь она сделалась супругою богатого и благочестивого Вооза и матерью Овида. От Овида произошел Иессей, отец Давида, из племени которого родился Спаситель мира. Книга, описывающая приключения Руфи, составляет, таким образом, продолжение книги Судей и как бы введение в историю царей. Она заключает в себе 4 главы.
3. Из книг Царств в первой повествуется о событиях, случившихся при первосвященнике Илие, пророке Самуиле и царе Сауле до его смерти (31 глава): во второй – описывается царствование Давида до помазания Соломона еще при жизни отца (24 главы).
4. В третьей – излагаются события царства еврейского, а по разделении его попеременно то иудейского, то израильского, от помазания Соломона до смерти Ахава, царя израильского, которая постигла его при жизни Иосафата (22 главы). Наконец, в четвертой книге Царств продолжается история обоих еврейских царств, которая доводится до разрушения царства израильского Салманассаром и царства иудейского Навуходоносором (25 глав).
5. Книги Паралипоменон имеют предметом своим сохранение замечательнейших родословий еврейского народа, свидетельствующих о его древности и превосходстве пред всеми языческими народами, указание на достопамятнейшие богослужебные учреждения Давидовы и повествования о царях, преимущественно иудейских, с напоминанием всего, что они сделали для веры и церкви. Первая книга начинает родословие с Адама, переходит в историю сказанием о смерти Саула и оканчивается смертию Давида (29 глав). Вторая книга ведет историю с царствования Соломона до разрушения Иерусалима и храма Соломонова халдеями. К концу книги присоединен указ Кира, царя Персидского, о восстановлении храма в Иерусалиме (36 глав).
6. Этим же указом начинается и первая книга Ездры, в которой описывается возвращение иудеев из плена, основание и сооружение храма и восстановление богослужения и гражданского благоустройства (10 гл.).
Вторая книга, носящая у нас имя Неемии (который был виночерпием персидского царя Артаксеркса Лонгимана, т. е. долгорукого, и сотрудником Ездры в устроении положения возвратившихся на родину евреев), описывает возобновление стен Иерусалимских, искоренение некоторых злоупотреблений, вкравшихся в новособранное общество Иудеев, восстановление праздников новолетия и кущей и прочие распоряжения и действия Неемии для благоустройства возвратившихся в свое отечество евреев (13 глав).
7. Книга Есфирь содержит историю иудеянки Есфири, которая, сделавшись женою одного из персидских царей (Ксеркса), под властию коих находились евреи, жившие в пределах бывшего Вавилонского царства, избавила, по научению двоюродного брата своего Мардохея, свой народ от погибели, готовившейся Мардохею и всему иудейскому народу от честолюбивого персидского вельможи Амана (10 глав).
III. К учительным книгам принадлежат: книга Иова, Псалтирь и книги Соломона: Притчи, Екклесиаст и Песнь песней.
1. Книга Иова изображает твердость веры Иова, который перенес страшные лишения и несчастия, но, среди тяжких испытаний, нисколько не поколебался в вере в Бога (42 главы).
Иов – невинный страдалец служит образом Иисуса Христа, невинно страждущего за людей; потому книга его читается у нас на богослужении страстной седмицы.
2. Псалтирь на еврейском языке называется «книга хвалений». Греческое название «Псалтирь»15 происходит от инструмента, игрою на котором сопровождалось у евреев пение священных песней Давида: «Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятиструннем» (Пс. 143:9).
Книга Псалтирь заключает в себе 150 священных песней, из коих большая часть написаны Давидом (около 100), остальные другими лицами: Моисеем, Соломоном, Асафом и иными, что можно видеть из надписания псалмов.
Книга Псалтирь, заключая в себе выражение разнообразных святых чувств, представляет превосходный образец для молитвы, утешения в скорби, благодарения и прославления Бога. Потому она наичаще употребляется в церкви при всех богослужениях.
Для церковного употребления Псалтирь разделена на 20 кафизм, что значит сидение, и каждая кафизма на три славы.
3. В Притчах Соломона собраны мудрые изречения о богобоязненности и пороке, также о поведении и судьбе человека в домашнем и общественном быту (13 глав).
4. Екклесиаст, или проповедник, решает вопрос: «в чем можно найти на земле самое высшее благо?» Он указывает на собственный опыт: как он искал счастия и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши; и как изведал, что мир изменчив, и все, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымыслы беспокойного духа. «Одно, – заключает проповедник, – надлежащим образом успокаивает дух: богобоязненность и соединенное с нею исполнение заповедей Божиих» (12 глав).
5. Песнь песней, иначе сказать – превосходнейшая песнь. Так называется она по сравнению с другими тысяча пятью песнями, излившимися из души Соломоновой (3Цар. 4:32, по евр.), но недошедшими до нас. Она есть песнь по преимуществу богодухновенная, – содержит в себе таинственный смысл. Под символом чистой любви, какую выражают друг к другу жених и невеста, книга Песнь песней изображает ту высокую любовь, которою Христос Господь возлюбил Свою Церковь, и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа, истинно верующая и любящая своего Господа (8 глав).
IV. К пророческим книгам относятся книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.
1. Книга пророка Исаии. Исаия происходил из царского рода (племянник Амасии); был женат и имел детей; к пророческому служению призван еще в молодых летах особенным видением, которое описано в VІ-й главе его книги. Однажды он увидел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, которые закрывали лица свои, и взывали друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)!» Пораженный этим видением Исаия вскричал: «горе мне! погиб я! потому что я – человек нечистый, и живу среди нечистого народа; и прилетел к нему один из Серафимов; раскаленным углем он коснулся уст Исаии и сказал: «Вот я коснулся уст твоих, и отнимается от тебя нечистота и загладится грех твой». Потом Исаия услышал голос Господа: «Кого бы мне послать к народу моему и кто пойдет?» Исаия отвечал: «вот я, пошли меня». Господь сказал: «поди и скажи этому народу...» (Ис. 6:3–8). С тех пор Исаия в продолжение 60-ти лет (при царях Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии) проповедовал народу иудейскому; обличал его за идолопоклонство, за притеснение вдов и сирот, за наружное благочестие и лицемерие; предсказывал ему бедствия и пленение язычниками. Но и утешал народ иудейский обещанием лучших времен; предрекал суд языческим народам, утеснявшим иудеев, и разрушение великих городов – Вавилона, Тира, Ниневии, Дамаска... Предсказывал освобождение иудеев из плена, при чем по имени назвал царя, который даст свободу избранному народу. Но особенно утешал народ ясным изображением Мессии и Его славного, мирного царства. «Утешайте, утешайте народ мой, – говорил он от лица Иеговы, – глас вопиющего в пустыне: приготовляйте путь Господу...» (Ис. 40:1, 3) По ясности пророчеств его называют ветхозаветным евангелистом.
Пророк Исаия, по преданию, претерпел мученическую смерть при нечестивом царе Манассии, именно перепилен был деревянною пилою за 700 л. до Р. X.
Замечательнейшие его пророчества – это 1) о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7), где Мессия назван Эммануилом, что значит с нами Бог, и 2) о страдании Спасителя, гл. LIІІ-я. «Кто верил проповеди нашей, и мышца Иеговы пред кем открылась? Он (Мессия) взошел, как молодой росток, ни вида в нем, ни красоты; мы видели Его, но не было благолепия, и как мы могли возлюбить Его! Он был презрен и оставлен людьми, страдалец и знакомый с болезнями; и как человека, отвращающего от себя взоры, мы презирали, и ни во что ставили Его. Но Он принял на Себя наши болезни, и наши страдания на Себе нес... Он изранен за преступления наши, и избит за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и от ран Его мы исцелеваем... Он смирил Себя и не отверзал уст Своих; как агнец веден был на заклание, и как овца пред стригущим его безгласен; и не отверзал уст своих; а род Его?..» (Ис. 53:1–8)
2. Книга пророка Иеремии. Иеремия (626 – 585) происходил из священнического рода. Еще до рождения призван к пророческому служению; в ранней юности, около 20-ти летнего возраста, начал проходить это служение при царе Озии, и неусыпно пророчествовал в продолжение 40 лет, обходя различные города иудейские. Но главным местом его пророческой деятельности был город Иерусалим. Здесь он проповедовал на улицах города, во дворе храма, у городских ворот, и предсказывал близкое разрушение Иерусалима и храма и пленение народа халдеями. Для большей силы своих предсказаний он употреблял символы: носил ярмо на шее; однажды, по повелению Божию, он купил ценный кувшин у горшечника, и пред старейшинами города и главными священниками разбил его в дребезги и сказал: так говорит Господь сил: «как сокрушен этот сосуд, и нельзя уже его исправить; так сокрушу народ иудейский; домы и дворцы Иерусалима превратятся в развалины; ибо на кровлях их приносились жертвы ложным богам» (Иер. 18). За эти предсказания Иеремия подвергался жестоким преследованиям от царей, священников и народа; должен был на время скрыться, и в уединении написал свою книгу пророчеств, и послал ее для прочтения народу чрез ученика своего Варуха. При Седекии, когда войско Навуходоносора осадило Иерусалим, пророк Иеремия заключен был в темницу, и ему грозила опасность смерти.
Предсказания Иеремии большею частию исполнились в глазах современников. Замечательнейшее из них – это предсказание о точном продолжении плена вавилонского. «Так говорит Иегова воинств: пошлю на вас раба моего Навуходоносора, царя вавилонского, и приведу его на землю сию и на жителей ее, и предам их в разорение, посмеяние и запустение; и вся земля сия будет разорена и пуста; и будут служить народы царю вавилонскому 70 лет; и когда исполнится 70 лет, посещу царя вавилонского и тот народ за вину их, и землю халдейскую превращу в пустыню вечную» (Иер. 25:8–12).
Исполнившиеся в точности пророчества Иеремии возбуждали в народе иудейском веру в другие пророчества и поддерживали в нем надежду на лучшие времена, которые должны были открыться с пришествием Мессии.
3. Книга пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль был священником; отведен в плен в 599 году, за 11-ть лет до разрушения Иерусалима, вместе с Иехониею и лучшею частию Иудейского народа; к пророческому служению призван в 5-й год своего плена, на 30-м году жизни, особенным видением славы Божией, которое описано в 1-й главе его пророчеств.
Главный пункт, около которого сосредоточиваются его предсказания – это разрушение Иерусалима. Когда оно совершилось, то пророк переменил свою грозную речь на утешительную; теперь целью его проповеди было предохранить иудеев от малодушия и отчаяния и возбудить в них надежду на лучшее будущее. К числу таких речей относится замечательное видение сухих костей, которыми изображается современное состояние народа иудейского, но которые, по воле Божией, облекаются плотию и получают жизнь. «Дух Иеговы, говорит пророк, поставил меня среди долины, которая была полна костей, – и вот они весьма сухи, и сказал мне Сын Человеческий: оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Иегова Это Ты знаешь. И сказал мне: изреки пророческое слово на кости сии и скажи им: о кости сухие! так говорит Господь Иегова: вот я вложу дух в вас, – и оживете. И я изрек пророческое слово, и стали сближаться кости – кость с костью; и вижу, – и вот на них жилы, и мясо выросло, и кожа одела их сверху... И я изрек пророческое слово; и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои весьма, весьма большое множество; и сказал Он мне: кости сии суть весь дом Израилев. Я изведу народ Мой из гробов их, и введу их в землю Израилеву... и очищу их, и будут для Меня народом, и Я для них буду Богом; а раб мой Давид (Мессия) будет царем над ними; и у всех их будет один Пастырь, и они будут выполнять уставы Мои» (Иез. 37).
Пророк Иезекииль, по преданию, окончил свою жизнь мученическою смертию: за обличение идолопоклонства убит одним князем своего народа.
4. Книга пророка Даниила. Пророк Даниил происходил из знатного рода, отведен в плен Навуходоносором в 4-й год царствования Иехонии (606 лет до Р. Х.) в ранней юности (ему было около 15-ти лет). В Вавилоне он и товарищи его: Анания, Азария и Мисаил обучались всей мудрости халдейской, и приготовлялись к придворной службе. Во время учения, юноши отличались воздержанием и преданностию закону Божию, отказавшись от роскошных блюд царского стола, чтобы не оскверниться пищею идоложертвенною, или запрещенною законом Моисеевым, и питались одними растениями. Даниил скоро возвысился, заняв первое место между магами, и поставлен был правителем Вавилона за точное истолкование сна Навуходоносору о четырех великих монархиях, которые будут преемственно следовать одна за другою, из коих последняя будет разрушена вечным царством Христовым (Дан. 11).
Книга пророка Даниила разделяется на две части. Первая (от I-й до VІ-й гл.) содержит биографические сведения из жизни пророка Даниила, приведенные нами выше. Другая – собственно пророческая изображает, под различными образами и видениями, судьбу великих монархий, которые должны следовать одна за другою, и с которыми еврейский народ находился в соприкосновении – именно монархии вавилонской, персидской, греческой и римской, из коих последняя, по предсказанию Даниила, должна быть разрушена вечным царством Христовым.
Замечательнейшее пророчество о судьбе иудейского народа, времени пришествия Мессии и Его страдании находится в IХ-й главе книги пророка Даниила.
Сущность этого пророчества следующая:
«Семьдесят седмин (т. е. 490 лет) назначено для народа и для святого города, пока исполнятся все видения и пророчества и помажется Всесвятейшее. (Мессия). И ты знай, так сказал архангел Гавриил Даниилу, что от издания указа (при Артаксерксе Лонгимане) касательно построения Иерусалима и храма до пришествия Христа Мессии седмин семь и шестьдесят две (483 г.). В первые семь седмин будет построен Иерусалим и огражден стенами, хотя при больших препятствиях (в тесноте времен). После 62-х седмин убит будет Христос; и град и св. храм будут разрушены под предводительством вождя (Римлянами), и все погибнет, как бы в потопе. В половине последней седмины будут упразднены жертвы и приношения (крестною смертию Спасителя)».
Книга пророка Даниила касается и последней судьбы мира (Дан. 12), и в этом отношении имеет большое сходство с новозаветною книгою – Апокалипсис.
5. Книга 12-ти малых пророков:
В книге Осии содержится предсказание наказания Божия иудеям и израильтянам за их нечестие, и предсказание обращения их к Богу.
В книге Иоиля излагается проповедь о молитве и покаянии по случаю опустошения полей саранчою и предсказание об излиянии Духа Божия на всякую плоть, и о суде Божием над всеми народами (Иоил. 2:26, 29, 3:1–3).
В книге Амоса заключается предсказание бедствий соседним народам, обличение израильтян, и предсказание восстановления дома Давидова и обращение народов к истинному Богу.
В книге Авдия содержится предсказание гибели идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима.
В книге Ионы передается история посольства пророка к ниневитянам.
В книге Михея содержится предсказание падения царства израильского, плена иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. О Христе Спасителе предсказал, что Он родится в Вифлееме (Мих. 5:2),
В книге Наума находится предсказание падение Ниневии и блаженных времен для народа Божия.
В книге Аввакума содержится предсказание разрушения царства иудейского и падения Вавилона, а также прославление пришествия на землю Спасителя (Авв. 3).
В книге Софонии помещается предсказание о разрушении царства иудейского за идолопоклонство и погибели врагов народа Божия.
В книге Аггея содержится увещание иудеям продолжать постройку храма Иерусалимского, в котором должен явиться Мессия.
В книге Захарии мы находим предсказание о восстановлении Иерусалима, а за тем и об Иисусе Христе, что Он, как «Царь праведный и спасающий», войдет в Иерусалим (Зах. 9:9), что Искупителя оценят в 30 сребренников (Зах. 11:12, 13) что после поражения пастыря рассеются овцы (Зах. 13:7) и что обращенные иудеи с верою будут взирать на Того, «Егоже прободоша» (Зах. 12:10).
В книге Малахии содержатся обличения народа иудейского и пророчества о явлении Предтечи Господня и о явлении Самого Господа во втором храме Иерусалимском (Мал. 3:1–5).
Содержание неканонических книг Ветхого Завета.
1. Книга Товита содержит в себе историю благочестивого мужа Товита и сына его Товии.
2. Книга Иудифь заключает в себе описание подвига Иудифи, спасшей иудеев, живших в городе Ветилуе, от осады ассирийского военачальника Олоферна.
3. Книга Премудрости Соломоновой доказывает ту мысль, что истинная мудрость происходит от Бога, и изобличает язычество.
4. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, излагает мудрые правила, относящиеся к различным случаям человеческой жизни.
5. Первая книга Маккавейская описывает гонение на иудеев от Антиоха Епифана и подвиги Маккавеев.
6. Вторая книга Маккавейская описывает бедствия и подвиги иудеев со времени покушения Илиодора ограбить храм, и потом подвиги Иуды Маккавея до победы его над Никанором.
7. Третия книга Маккавейская содержит повествование о гонении на иудеев Птоломея Филопатора.
8. Третия книга Ездры, содержит описание откровений, бывших Ездре об иудейской церкви и о пришествии Мессии.
Кроме сих книг, неканоническими признаются: а) некоторые места в книге Есфирь, неозначенные счетом стихов; б) книга пророка Варуха и послание пророка Иеремии к пленным Иудеям в Вавилоне; в) молитва иудейского царя Манассии, приложенная ко 2-й книге Паралипоменон; г) в книге пророка Даниила, – история о Сусанне (Дан. 13), о Виле и Змие (Дан. 14).
Б. Священные книги Нового Завета.
Книги Нового Завета, числом 27, разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
К первым относятся четыре Евангелия – Матфея, Марка, Луки, Иоанна, ко вторым Деяния св. Апостолов, к третьим 7 соборных и 14 посланий ап. Павла, к четвертым – Апокалипсис.
Евангелие, с греческого значит благовестие – добрая или радостная весть, потому что предлагает нам весть о Спасителе и спасении16
I. Законоположительные книги.
Евангелия повествуют о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его рождении, учении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо.
Евангелий в новозаветном каноне четыре: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
1. Евангелие Матфея. Первое место между ними, по времени происхождения, занимает Евангелие Матфея.
Евангелист Матфей (дар Божий) иначе назывался Левий; до призвания своего к апостольству был мытарь, или сборщик податей в пользу римлян.
Евангелие свое Матфей написал в Иерусалиме для христиан из иудеев. Отсюда видна и цель Евангелия – доказать иудеям, что Иисус Христос есть истинный, обещанный Богом Мессия.
Евангелие Матфея начинается словами: «Кига родства Иисуса Христа, сына Авраамова" (Мф. 1:1).
Описывая события из жизни Иисуса Христа, евангелист обыкновенно показывает в них исполнение ветхозаветных пророчеств. Так, говоря о рождении Спасителя от Девы, прибавляет: «да сбудется реченное Господом через пророка... се, Дева во чреве приимет и родит Сына...» (Мф. 1:22, 23) Описавши чудеса Иисуса Христа, говорит: «да сбудется реченное пророком Исаием... Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17).
Неизвестно, где и как окончил свою жизнь евангелист Матфей. Предание говорит, что он проповедовал в Ефиопии и счастливой Аравии, и умер мученическою смертию. Символическое изображение у cв. Матфея человек.
2. Евангелие Марка. Евангелист Марк был сын Марии, которая имела дом в Иерусалиме и, вероятно, иногда сопутствовала Иисусу Христу и служила Ему от имений своих. По воскресении Господа дом ее сделался местом молитвенных собраний для христиан.
Во время земной жизни Иисуса Христа евангелист Марк был юношею, и не сопутствовал Иисусу Христу; но в Евангелии его есть место, из которого видно, что он знал Иисуса Христа. Дядя его, Варнава, был в числе 70 апостолов, и содействовал обращению своего племянника.
По разлучении с ап. Павлом Марк присоединился к ап. Петру, был его неотлучным спутником и свидетелем его проповеди в Риме.
Несомненно известно, что 1) Евангелие Марка написано в Риме и для римских христиан, когда проповедовал там ап. Петр, т. е. около 60-го года, 2) что это Евангелие собственно есть Евангелие Петра, как и называют его отцы Церкви. Некоторые обстоятельства, почетные для ап. Петра, опущены в Евангелии Марка по смирению апостола; тогда как недостатки Петра выставлены вполне (Мф. 16:17; Мк. 8:29–33).
Евангелист Марк писал для верующих из язычников в то время, когда уже весьма много было уверовавших язычников; – писал в столице язычества – Риме, имел в виду показать, что Иисус Христос есть Бог всемогущий и крепкий, Царь всего мира. К этой цели направлено все его Евангелие. Символическое изображение у евангелиста Марка лев – символ царственной власти и могущества.
3. Евангелие от Луки. Св. Лука был родом из Антиохии Великой. Глубокое и совершенное знание греческого языка и греческое имя (Louka~s) заставляют думать, что он был грек. Но с другой стороны употребление еврейских слов, отчетливое знание иудейской религии, обрядов и обычаев дает видеть, что он был прозелит, т. е. первоначально обращенный в иудейскую веру. Кроме того, он был врач, а по преданию и живописец. К христианству, по всей вероятности, обращен ап. Павлом, и с тех пор сделался любимейшим его учеником и неотлучным спутником. Он, большею частию, был очевидным свидетелем деяний ап. Павла; находился с ним один во время заключения апостола в римской темнице. Когда и как окончил свою жизнь евангелист Лука, неизвестно.
Евангелист Лука писал Евангелие свое к Феофилу, одному знатному римлянину, с тою целию, чтобы доказать ему, что Иисус Христос Сын Божий, воплотившийся для нашего спасения, есть искупительная жертва за грехи всех людей, и иудеев и язычников. Символическое изображение у него вол – жертвенное животное.
Евангелие от Иоанна. Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея, занимавшегося рыбною ловлею, и Саломии, которая впоследствии сопутствовала Иисусу Христу и служила Ему от имений своих.
Евангелист Иоанн еще в нежной юности вступил в число учеников Иоанна Крестителя. Когда Спаситель явился на Иордане, и Предтеча, указывая на Него перстом, сказал: «се, Агнец Божии» (Ин. 1:29); то Иоанн вместе с Андреем немедленно последовали за Иисусом Христом, и пробыли у Него целый день. Этого довольно было для них, чтобы признать в Иисусе истинного Мессию и привязаться к Нему всею душою. С того времени Иоанн горел желанием, ожидая окончательного призвания, и когда оно последовало на Геннисаретском озере, то Иоанн и брат его Иаков немедленно оставили свое занятие, оставили лодку отца, и последовали за Господом. С тех пор они сделались неотлучными, самыми приверженными и любимейшими учениками Спасителя. За сильное слово и ревность Господь назвал их сынами грома.
Вся жизнь апостола Иоанна была любовию к Господу Иисусу.
По свидетельству отцов Церкви, ап. Иоанн написал свое Евангелие в городе Ефесе, в последние годы своей жизни (около 100-го года по Р. Х.), когда уже существовали первые три Евангелия и все новозаветные книги.
В то время распространилась ересь, отвергавшая Божество Иисуса Христа.
Главною целью евангелиста Иоанна было доказать, что Иисус Христос есть Бог, равный Богу Отцу. Потому он приводит такие дела Иисуса Христа и такие речи Его, в которых яснее всего высказывается Божество Иисуса Христа (например: исцеление слепорожденного, воскрешение Лазаря...). Из речей особенно замечательны в этом отношении: беседа Господа с Никодимом (Ин. 3), беседа о хлебе животном (Ин. 6), беседа по случаю исцеления расслабленного в субботу (Ин. 5), прощальная речь Господа с учениками (Ин. 14–18). В этих беседах Спаситель предложил яснейшее учение о Своем Лице и своем отношении к Отцу. Например – выражения: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 5:17). «Отец воскрешает мертвых и живит... и Сын, кого хочет, живит« (Ин 5:21). »Все должны чтить Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). "Я во Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11), «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). «Я прежде Авраама существую» (Ин. 8:58); «Отче! дай славу, которую Я имел у Тебя прежде сотворения мира» (Ин. 17:24), и проч.
Евангелист Иоанн писал Евангелие свое после всех других евангелистов и изображает Господа Иисуса Христа предвечным, единородным Сыном Божиим, посланным в мир безграничною любовию Отца Hебесного. Символическое изображение у Иоанна орел, выражающий высоту богословия Иоаннова.
II. Исторические книги Нового Завета.
К этому отделу относится только одна книга Деяний св. Алостолов.
Книга Деяний Апостольских. Книга Деяний Апостольских написана св. Лукою – тем самым, который написал третье Евангелие. Обе книги составляют одно целое, и находятся между собою в тесной связи; чем оканчивается одна, тем начинается другая. Обе написаны к одному и тому же лицу – некоему греческому вельможе Феофилу; обе запечатлены одним и тем же духом и изложением.
Книга Деяний Апостольских последовательно изображает распространение и утверждение церкви Христовой сначала в Иерусалиме трудами апостолов Петра, Иакова, Иоанна (Деян. 1–6), потом переход церкви от иудеев к язычникам и споры, которые возбуждены были Иудействующими христианами, по поводу принятия в царство Христово язычников (Деян. 8–15).
Наконец, дееписатель, оставляя других апостолов, исключительно останавливается на апостольской деятельности своего учителя – ап. Павла, и подробно описывает его труды и подвиги, борьбу и успехи проповеди его в главных центрах греко-римского мира.
Св. Лука ничего не говорить о смерти ап. Павла вероятно потому, что книгу свою написал еще при жизни апостола около 64-го года по Р. Христове и, может быть, в Риме.
III. Учительные книги Нового Завета.
К учительным книгам Нового Завета откосятся послания Апостольские. Слово послание, т. е. письмо, показывает, что это не систематическое сочинение, но дружеская беседа отца и наставника с своими детьми, вызванная каким-нибудь обстоятельством и нуждами церкви, или частного лица.
Таких посланий двадцать одно; из них 7 соборных и 14 посланий ап. Павла.
Соборное послание, по общепринятому толкованию, значит окружное, повсеместное, назначенное для нескольких церквей, или для всех христиан; так, например, послание Иакова назначается 12-ти коленам, находящимся в рассеянии (Иак. 1:1), тогда как послания ап. Павла написаны к одной какой-нибудь церкви или к одному лицу.
Соборных посланий 7: одно ап. Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно ап. Иуды.
Послание ап. Иакова. Ап. Иаков, брат Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией), один из 12-ти апостолов. По воскресении Господь явился ему и поставил его предстоятелем иерусалимской Церкви. В этом звании ап. Иаков приобрел высокое уважение не только христиан, но и иудеев. На соборе иерусалимском он подал примирительное мнение, которому последовали все. За свое благочестие и строгое соблюдение закона он получил прозвание «Праведного». «Он был истинный Назорей; не пил вина и сикера, и не ел мяса; имел право входить в храм во всякое время, и молился за народ так часто и долго, что кожа на его коленах отвердела» (Егез.). Он умер мученическою смертию от иудеев.
Не задолго пред смертию ап. Иаков обнародовал послание к христианам из иудеев, направленное против современных нравственных беспорядков.
В то время между некоторыми христианами распространилось мнение, будто для спасения достаточно одной веры в Иисуса Христа без дел закона. Ап. Иаков называет такую веру мертвою и пустою. Истинная вера должна сопровождаться делами. Под делами апостол разумеет преимущественно дела нравственного закона, дела христианской любви и милосердия. Богатый должен делиться своим богатством с бедными, а не презирать их (Иак. 2). "Если кто скажет, – пишет апостол, – что он имеет веру... и, видя нагих и голодных братьев, скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», и не даст им потребного для тела, того суетна вера» (Иак. 2:14–16).
Другое важное условие истинной веры состоит в обуздании языка, которым мы наичаще согрешаем. «От языка происходят раздоры и вражда; кто не обуздывает языка, того суетна вера и благочестие; а кто не согрешает в слове, тот муж совершенный» (Иак. 3:2).
У ап. Иакова находится также учение о таинстве елеосвящения. «Болен ли кто из вас, говорит апостол, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5:14).
Послание ап. Петра. Первое послание его, главным образом, состоит из нравственных наставлений и увещаний.
Иисус Христос есть тот камень, предсказанный пророками, на котором построено здание Божие – Церковь.
Сущность нравственного закона есть святость. «Будьте святы, потому что свят Господь Бог» (1Пет. 1:16). Святость состоит в отвержении похотей и дурных дел и в приобретении христианских добродетелей – братолюбия, милосердия, смирения, незлобия... (1Пет. 1:22, 2:12). Христианин должен служить примером для язычников.
Во время гонений от язычников все должны покоряться существующим начальствам и существующему порядку вещей, – покоряться царю, как верховной власти, правителям, как от него посылаемым; ибо такова воля Божия (1Пет. 2:13).
Вообще покорность главная добродетель христианина.
Слуги должны повиноваться своим господам не только кротким, но и суровым (1Пет. 2:18).
Жены обязаны оказывать повиновение мужьям, как Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1Пет. 3:1, 6).
Младшие должны подчиняться старшим и все друг – другу. В этом состоит смирение – основа христианских добродетелей – которое привлекает нам Божественную благодать (1Пет. 5:5).
Второе послание составляет как бы последнее завещание апостола христианам.
Апостол предостерегает христиан от лжеучителей, которые имеют явиться в скором времени, и которых он описывает сильными чертами, как людей дерзких, пустых, распутных, корыстолюбивых (2Пет. 2:1, 10–14).
Предрекает имеющий быть последний суд и разрушение сего мира посредством огня, явление нового неба и новой земли (2Пет. 3:7–14).
Послания ап. Иоанна. Три послания ап. Иоанн написал незадолго пред тем временем, как обнародовал свое Евангелие.
Первое послание написано малоазийским христианам из язычников.
В догматическом отношении оно направлено против лжеучителей, которые отвергали Божество Иисуса Христа и воплощение Его, представляя Его каким-то высшим духом, жившим на земле только в призраке плоти, так что вся земная жизнь Его была только кажущаяся (потому лжеучителей этих назвали «докеты»).
Против них ап. Иоанн решительно утверждает, что Иисус есть Христос, Сын Божий единородный. Он есть истинный Бог (1Ин. 5:20). Кто этому не верит, тот не имеет жизни вечной.
Этот Сын Божий принял нашу плоть; действительно пострадал за грехи наши и всего мира (1Ин. 2:2).
Всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихрист.
В нравственном отношении послание апостольское учит, что главнейшая заповедь древняя и новая – это любовь, – любовь к Богу и любовь к ближним.
Эти два рода любви составляют одно нераздельное. Нет любви к Богу без любви к ближним. Кто говорит, что любит Бога, а брата ненавидит, тот лжец, и находится во тьме. Есяи он не любит брата, которого видит, и который есть образ Божий, то как может любить Бога, которого не видит (1Ин. 4:20)?
Наконец, только любящий может знать Бога, потому что самое существо Божие есть любовь (1Ин. 4:8).
По такому взгляду на сущность христианского закона апостол Иоанн справедливо называется апостолом любви.
Второе послание Иоанна написано к одной избранной госпоже и ее детям, которые представляли образец христианского семейства и за которых апостол радуется, что они твердо стоят в истине.
В кратких словах апостол повторяет тоже, что написано и в первом послании; предостерегает госпожу и ее детей от лжеучителей; и внушает им исполнение главной заповеди Божией – взаимной любви.
Третье послание написано некоему Гаию, которого апостол хвалит за гостеприимство, и предостерегает его от честолюбивого Диотрефа, любящего первенствовать, но затворяющего двери своего дома пред странниками.
Послание ап. Иуды. Послание Иуды направлено против тех лжеучителей, которых имел в виду и ап. Петр, которые, ослабляя правосудие Божие, проповедовали, что Бог не осудит людей за грехи и плотские удовольствия, и в этой суетной надежде предавались крайнему распутству.
Апостол ясными примерами из священной истории доказывает совершенно противное. «Если Бог ангелов согрешивших низринул, и соблюдает в мраке на суд великого дня; если Содом, Гоморру и другие города подверг казни вечного огня, и израильтян, которых вывел из Египта, за грехи погубил в пустыне, то тем более подвергнет вечному осуждению этих нечестивых мечтателей, оскверняющих плоть и отвергающих начальства» (Иуд. 1:6–8).
Послания ап. Павла.
Ап. Павел прежде назывался Савл, что значит желанный; родился в Тарсе от родителей из иудеев, имевших важное право римских граждан. Воспитывался у знаменитого в то время учителя – Гамалиила; изучал в киликийских школах греческую поэзию и классиков. По обычаю раввинов знал ремесло – делание тканей для палаток, которые по прочности и красоте ценились дорого; и этим средством впоследствии добывал пропитание себе и спутникам своим. Воспитанный в фарисейском законе, наученный самым точным образом хранить религию своих отцов, Савл горел душою высказать свою ревность к славе Божией, и со всем жаром предался преследованию христиан, не по злому направлению воли, но потому, что считал это дело угодным Богу.
На пути в Дамаск обращен чудесным явлением ему Иисуса Христа, и с тех пор сделался избраннейшим сосудом благодати Божией.
Ап. Павел представляет образец величайшего проповедника и усерднейшего служителя слова Божия. Ни одна, основанная им церковь, не была забыта и оставлена; всех их носил он в своем сердце, и ежедневно молился за них. Он также заботился о благе каждого отдельного лица, как и о благе всей Церкви; его любовь обнимала всех, и всякому делу он предавался со всею силою души своей.
Действие слов своих апостол подкреплял посланиями. Ни один из апостолов не оставил нам столько писаний, как он. В посланиях его высказалась вся его душа, его чрезвычайно богатая природа и обилие благодатных даров.
Четырнадцать посланий св. ап. Павла
1. К Римлянам. Узнавши, что у римских христиан идут соблазнительные споры между уверовавшими иудеями и язычниками о том, кто из них достойнее пред Богом, апостол доказывает им, что пред Богом все грешны и безответны – и иудей с своим законом и обрезанием, и язычник с своею мудростию, – что только живая и деятельная вера в Господа Иисуса Христа может оправдать человека грешника пред Богом; эта вера равно дарует помилование и иудею и язычнику.
2. К Коринфянам первое. Оно написано по случаю полученных апостолом известий, что после проповеди апостола между коринфскими христианами возникли разногласия и соблазны: одни из них называли себя Павловыми, другие Аполлосовыми, третьи Петровыми; от этих разногласий исчезал дух мира и любви. Апостол обличает эти разногласия и увещевает коринфских христиан к единодушию. Потом разрешает недоумения касательно супружеств между уверовавшими во Христа и язычниками, предостерегает касательно употребления в пищу идольских мяс, дает наставления, как должны вести себя мужи и жены в собраниях церковных, особенно при таинстве причащения, учит о дарованиях духовных и поставляет выше всех других дарований любовь, учит о воскресении мертвых и, наконец, дает совет о милостыне.
3. К Коринфянам второе. Оно написано спустя два года после первого. Апостол узнал, что первое послание его принято с любовию и благоговением, и замеченные недостатки большею частию исправлены; но в то же время узнал, что в Коринфе некоторые лжеучители стараются поколебать доверие к нему и к его учению. Как врачевство против этой опасной заразы, апостол пишет второе свое послание к Коринфянам. В нем он высказывает свои труды ради проповеди евангельской в Азии и Македонии, излагает преимущества своего служения, свои бедствия и страдания, свои откровения и видения, наконец грозит строгостию, когда сам придет к ним. Все послание проникнуто духом пламенной любви апостола к коринфским христианам.
4. К Галатам. После того, как апостол Павел просветил их светом Христовым, некоторые новые учители склоняли их к обрезанию и произвели раскол. Огорченный непостоянством галатийских христиан, апостол написал им послание. В нем он доказывает превосходство Христовой веры пред ветхозаветным законом обращением своим ко Христу и явлением ему Христа, своими сношениями с другими апостолами, изъясняет ветхий завет в отношении к обетованию нового завета и, возвещая христианскую свободу, научает употреблять ее на дела добрые.
5. К Ефесеям. Оно написано, когда апостол Павел был в оковах в Риме. В нем апостол излагает весь план Божественный о спасении грешного рода человеческого, говорит, что глава всей Церкви – Христос Богочеловек, увещевает ефесских христиан сохранять единство церковное, обновляться духом, подвизаться во всеоружии веры и, наконец, просит молитв о себе.
6. К Филипписеям. Оно написано во время первого пребывания апостола Павла в Риме, когда он отпускал к филиппийцам Епафродита, присланного от них к нему с милостынею. Апостол кратко говорит о своих узах, убеждает филиппийцев к единодушию и преданности воле Божией, остерегает от лжеучителей иудействующих, и хвалит благочестивую щедрость филиппийцев. Послание преисполнено живыми чувствами любви и расположения апостола к филиппийцам.
7. К Колоссянам. Колоссы был фригийский город близ Лаодикии. Ап. Павел не видал колоссян, но слышал об их вере от Епафраса в Риме и посылает к ним послание. В нем превозносит лицо и заслуги Господа Иисуса Христа, ветхозаветным обрядам противополагает нового, духовного человека и изображает обязанности общественные и частной.
8. К Солунянам первое. Оно написано прежде всех других посланий апостола Павла. Апостол хвалит в нем веру и терпение Солунян, откровенно изображает свое поведение с ними, учить святости, бодрствованию в ожидании неизвестного дня пришествия Господня и христианскому поведению в церкви.
9. К Солунянам второе. Оно написано по случаю распространившегося мнения о том, будто скоро будет второе пришествие Христово. Апостол утешает гонимых христиан, излагает признаки второго пришествия Господня, говорит особенно об антихристе и повелевает удаляться от бесчинных.
10. К Тимофею первое. Тимофей был епископ в Ефесе; в настоящем послании к нему апостол Павел излагает правила касательно избрания и посвящения лиц, назначаемых на служение церкви, епископов, пресвитеров и диаконов и касательно их жизни и поведения.
11. К Тимофею второе. Оно писано после всех других посланий, из Рима, где ожидала уже апостола Павла мученическая кончина. Апостол убеждает Тимофея верно проходить то служение, на которое он призван, предсказывает разврат последнего времени, обращает внимание Тимофея на изучение Священного Писания и, упомянув о своей близкой кончине, призывает Тимофея к себе.
12. К Титу. Тит был епископом в Крите. Апостол Павел излагает в послании к нему, подобно как и в первом послании к Тимофею, правила при избрании и посвящении пресвитеров, а также учит о жизни и поведении сих последних.
13. К Филимону. Онисим, слуга Филимона, убежавший от него в Рим, обратился здесь в христианскую веру. Возвращая его к господину своему, ап. Павел пишет с ним послание к Филимону и просит его принять Онисима с любовию и в мире.
14. К Евреям. Излишняя привязанность уверовавших во Христа иудеев к прежнему ветхозаветному богослужению во храме иерусалимском, к первосвященникам и левитам, к жертвам и обрядам, дала повод апостолу Павлу написать настоящее послание. В нем он доказывает, что у христиан вместо видимого Иерусалима и храма есть град Бога Живого, Иерусалим Небесный; вместо первосвященников из немощных людей есть вечный Первосвященник, Святой и Безгрешный, – Господь Иисус Христос; вместо жертв кровавых из агнцев и тельцов, есть жертвенная кровь пречистого Агнца – Христа, Сына Божия. Послание оканчивается нравственными наставлениями.
Апокалипсис. Эта книга таинственно изображает судьбу Церкви Христовой до конца всего мира. Она написана св. Иоанном Богословом, во время заточения его на острове Патмосе, куда он был сослан императором Домицианом за свидетельство об Иисусе Христе, и содержит в себе пророчества о 2-м пришествии Иисуса Христа на землю, о будущем воскресении всех умерших, о конце видимого мира и о состоянии праведных и грешных в будущей загробной жизни.
* * *
ψαλτήριον – бряцаю, касаюсь рукою струн.
Примеч. Что значит слово «евангелие?» Греческое εὐαγγέλιον (благовестие), сложное из εὖ – благо и ἀγγελία – вестие или весть, в теперешнем богослужебном языке употребллетсл большею частию без перевода (От Матфея святого Евангелия чтение). На классическом языке это слово в единственном и множественном числе имеет два значения: 1) благая, добрая, радостная весть, и 2) награда или дар за добрую вест приносящему оную. В Новом Завете это слово употребляется только в первом значении, т. е. той единственной и глаанейшей радостной вести, от которой зависит, которой совершается и в которой содержится спасение людей воплотившимся Сыном Божиим от греховной смерти и возведение их к вечной и блаженной жизни. Посему оно называется: Евангелием Бога о Сыне Его (Рим. I, 1, 3; 1Петр. IV, 17; 2Тим. 2:2, 8, 9, 15, 16; 2Кор. XI, 7). – Иисуса Христа Cына Божия (Марк. I, 1; Римл. I, 9, 15, 19; 1Кор. IX, 12, 18; 2Кор. 2:12, 9:13, 10:4; Гал. I, 7; Филип. 1, 27; I Тим. III, 2; 2Тим. I, 8), – Царcтвия Божия (Мф. IV:23, IX:35, XXIV:14; Марк. I, 14), – спасения нашего (Еф. I, 13), – мира (Еф. VI, 15), благодати Божией (Деян. XX, 24), – славы Христовой (2Кор. IV, 4; 1Тим. 1, 11) – евангелием вечным (Апок. XIV, 6) и просто евангелием или словом евангельским с подразумеваемыми вышеприведенными определениями (Мк. 13, 10, Деян. XV, 7).