О Священном Писании
13. Отчего слабо действует слово Божие
В одном Евангелии Господь Иисус Христос сравнивает Слово Божие с семенем, и говорит о сеянии его в душах и сердцах человеческих. Спрашивается: почему Слово Божие или учение веры и евангельский закон, уподобляется семени? Потому что как семя, хотя по природе своей плодоносно, но если упадет не на добрую землю, то никакого плода принести не может, так и Слово Божие, хотя само по себе «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16), однако, если найдутся некоторые препятствия в душе слушателя, никогда не может произвести в ней обыкновенного своего действия.
Каковы же эти препятствия, и как бы нам удалить их из своих душ, чтобы они не сделались причиною нашей погибели?
Первое препятствие, которое не позволяет Слову Божию возрастать и созревать с сердце человеческом, есть леность и небрежение слушателей. Христос означает это словами: «иное семя упало при дороге» (Лк. 8:5). Под дорогой разумеется здесь сердце ленивого и празднолюбивого человека (как поясняет св. Златоуст). Как семя, брошенное на дорогу, попирается (топчется) ногами проходящих: так и ленивый слушатель не обращает внимания на слово Божие. Он с большим удовольствием слушает, когда ему рассказывают пустые небылицы, чем когда наставляют его христианской жизни. Вот пример тому: один греческий учитель не мог добиться, чтобы народ его выслушал, когда он говорил о самых важных государственных делах. Тогда он стал рассказывать народу следующую небылицу: «Какой-то юноша в летнее время нанял у некоторого человека осла, чтобы проехать от одного города до другого; когда в полдень стало палить солнце, то оба они хотели укрыться от жара под тенью осла; но один другого оспаривал и отталкивал от тени; юноша говорил, что он нанял осла, а потому и тень осла должна быть в его пользу; а хозяин осла говорил, что он отдал в наем осла без тени», Сказав это, учитель сошел со своего места, чтобы уйти, но народ удерживал его, требуя, чтобы он кончил и сказал, какое было решение спора. Тогда учитель засмеялся и сказал: «Какие вы люди! о тени осла вы желаете слушать, а о спасении отечества не желаете». Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то ни мало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А если в церкви проповедь продолжается на полчаса и даже меньше, то как им бывает тогда скучно. Тут ли ожидать плода небесному Сеятелю от Своего Божественного семени, которое Он рассевает от начала мира до сего времени, то чрез особое действие благодати внутри человека, то чрез Своих служителей?
Другое препятствие, не допускающее слову Божию укореняться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: "иное (семя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги» (Лк. 8:6). Каким способом человек становится похожим на камень? Чрез долговременное пребывание во грехе. Премудрый говорит: «Егда приидет нечестивый в глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3), т. е. когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников.
Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: "а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» (Лк. 8:7). Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости, остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то Иисус Христос говорил: «не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6:24). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют слову Божию созреть в человеческом сердце. Плотоугодник и сребролюбец не слушают увещания Христова. Посему-то апостол говорит: «мудрование плотское вражда на Бога есть: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может» (Рим. 8:7). Здесь под мудрованием плотским разумеются плотские пороки, как-то: объядение, пьянство, блуд. Живущие в этих пророках, как «сущая во плоти, Богу угодити не могут» (Рим. 8:8). Пьяница и развратник подобны свиниям, которые не любят душистых цветов, а вместо того любят смрад, и они также не любят сладости словес Божиих, благоухания молитвы, чуждаются храма, а вместо того идут на дела греховные, на нечистые наслаждения, предаются разгулу и беспутству и питают свою душу не словом Божиим, а по евангельской притче о блудном сыне, рожками, которые едят свиньи (Лк. 15:16). И о сребролюбии или скупости Иисус Христос свидетельствует, что оно составляет великое препятствие ко входу в Царствие Божие, ибо говорит: «неудобь богатый внидет во царствие Божие». Упоминаемый в Евангелии юноша, который вопрошал Иисуса Христа: что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? – был, по-видимому, готов исполнить все повеления Господни, но когда Господь потребовал от него, чтобы он исправился от сребролюбия, раздал имения свои нищим, то юноша, «слышав слово, отъиде, скорбя» (Мф. 19:16–24). Так сердце человека сребролюбивого отвращается от слова Божия и хотя со скорбию, но все же удаляется от него, чтобы не расстаться со своею страстью.
Вот главнейшие препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительного семени – слова Божия (Поуч. в нед. 21-ю по 50-ице, из прилож. к «Руков. для сел. пастырей»).