Источник

1. Предостережение от новых вероучений

(Из поучений преосвященного епископа Феофана)

I. Благовременным нахожу указать вам, братия, одно предостережение, именно относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом апостола: «В научения странна и различна не прилагайтеся» (Евр. 13:9). Не бывайте, братия, преложни к иному ярму, т. е. к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою божественность (2Кор. 6:14). Но если б даже ангел с неба пришел нам благовестить паче, еже благовестовано нам св. апостолами, все в один голос скажем: анафема да будет! (Гал. 1:8). Следуя апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, – если б почему либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано. Да не покажется кому такой приговор слишком строгим.

Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей не неизменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит, и вещи и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если б кто либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры – в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен, и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры. Так это и есть. В раю еще начертан, тотчас по падении, Моисеем потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть, и так будет до самого окончания века...

Теперь нет иного приступания, к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и содержим св. церковью. «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем» (Евр. 1:1, 2). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен, как временный, а вместо него введен новый закон, о сем было предсказано и все того ожидали. Сам Моисей говорил: «пророка вам воздвигнет Господь... якоже мене: того послушайте» (Втор. 18:15; Деян. 3:22, 7:37)). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» (Мф. 28:20). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнию, освящаемся Его силою. Значит, – как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Сего ради он учредил церковь, коей «врата адовы не одолеют» (Мф. 16:18), и узаконил, что кто церковь преслушает, будет, как язычник и мытарь, т. е. погибший.

II. Итак, до самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же поэтому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что Ангел или какой либо дух говорит ему, и тогда надо с твердостию отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости, или каким льстивым надеждам. «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4:5), учит, апостол. Какой еще иности в вере и богоугождения ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса – иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде? (2Кор. 11:4). – Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах, – проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, а искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже» (1Ин. 4:1–3).

На это решительное слово апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить, что значит исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего? – Это значит исповедовать, что мы пали в прародителях, так что сами собою восстановиться не могли. Единородный Сын Божий и Бог, второе лице Пресвятой Троицы, воплотился ради нас и, пострадав плотию, оправдал нас перед Богом, и благодать Св. Духа нам заслужил, которую приемля верою через таинства во св. церкви, мы освяшаемся и получаем силу жить по духу Христову в исполнении Его заповедей, ради Коего чаем нескончаемой, блаженной жизни в будущем. Вот это значит исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего. Если какой дух начнет что-либо проповедовать отлично от сего, тот не оть Бога, а есть дух антихристов.

Заметьте особенно следующие пункты:

1) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, в едином лице. Следовательно дух, неисповедующий Иисуса Христа истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов. 2) Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатию Св. Духа, приемлемою верующими в таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов.

3) Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвым. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле, апостол резко определяет: «лежит человеком единою умрети, потом же суд» (Евр. 9:27). Одна каждому смерть, стало быть одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни. Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте; и если дойдет до вас слово кого либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом апостола, что это дух антихристов, и прибавлять к сему суду и апостольское решение: анафема да будет.

Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений, – «да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты» (2Кор. 11:3). «Не бывайте же младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф. 4:14). «Но тверди бывайте и непоступни» (1Кор. 15:58). «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор. 16:13). И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь.

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle