Двенадцатый член Символа веры
16. Степени адских мучений
I. Св. Василий Великий при объяснении слов евангельских: «биен будет много» и «биен будет мало» (Лк. 12:47, 48), замечает, что «слова эти означают не конец мучений, а разность оных. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего; другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого; а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений; и другой – тьмы кромешней, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто внутреннее. И сказанное в притчах: «во дне ада» (Притч. 9:18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях, ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку и то не в равной степени с другим, иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опять более, или менее другого» (Правило кратко изложен., отв. на вопр. 207, в «Твор. святых отцов» IX, 346 – 357).
II. Св. Иоанн Златоустый о различии наказаний в будущей жизни так рассуждает: «Кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен – больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих» (На Римл. бесед. X., стр. 84, по русск. пер.). «Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и в муках тамошних: напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку» (Слов. к Феод. падш. 1, в «Хр., чт.» 1844, 1, 413).
III. Также рассуждал об этом блаженный Иероним: «Если отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей, нежели граду тому, который не примет Евангелия: то из сего следует, что и между грешниками должны быть различные наказания» (Иероним. Comment. in Маtth. X.).
IV. Св. Ефрем Сирин: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть «тьма кромешная» (Мф. 8:12): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; «геенна огненная» (Мф. 5:22) – иное место мучения; «скрежет зубом» (Мф. 13:42) – особое также место; "червь неусыпающий» (см. Мк. 9:48) в ином месте; «озеро огненное» (Апок. 19:20) – опять иное место; тартар (2Пет. 2:4) – также свое место; «огонь неугасающий» (см. Мк. 9:48) – особая страна; «преисподняя» (Флп. 2:10) и «пагуба» (Мф. 7:13) – на своих местах; «дольнейшия страны земли» (Еф. 4:9) – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: «биен будет много» и «биен будет мало» (Лк. 12:47, 48).
Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке”327. Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница»328.
* * *
Слово на второе пришеств. Господа, „Тв. св. от.“ XII, 390.
Слово на честн. крест и на втор. приш. Господа. Там же, XIV, 50; снес. стр. 18.