Источник

Часть 24, Глава 37Часть 24, Глава 39

Одиннадцатый член Символа веры

38. В основании молитвы за умерших лежит любовь христианская

Православные христиане и по отшествии от сего света такоже суть братия наша о Христе, как были при жизни своей среди нас; и как при жизни их, так и по отшествии их из сей жизни, мы не можем за них не молиться, да не разорим закон любви: ибо "любовь, – по слову апостола, – николиже отпадает» (1Кор. 13:8). И паки глаголет апостол: «На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим. 14:9 зач. 114). Размыслим о сих словах апостола.

Христос, по Божеству, как Содеятель всего мира, и прежде распятия обладал живыми и мертвыми. Какое же по распятии Он принял обладание мертвыми и живыми? Яве, яко учинися главою веруюшим, и мертвым и живым, и, как Глава, всех их соединяет Собою во едино тело. Если же Христос и нам и отшедшим сего света есть глава: то, значит, умершие вместе с нами продолжают быть членами единого тела. «Уди» же, по слову апостола, «пекутся един о другом» (1Кор. 12:25 зач. 152). Посему и мы не можем не пещися о пользе умерших, как в теле одни члены не могут не пещися о других. И как смерть не разлучает нас от любве Христовы, так же не разлучает и от любви друг ко другу. А когда мы не можем не любить их, да не разорится закон любви, то не можем и не молиться о них, да не будем преступницы заповеди апостола: «молитеся друг за друга» (Иак. 5:16 зач. 57).

А что умершие о Христе братия наши через проявление любви нашей к ним в молитвах об них, в подаянии милостыни за них получают пользу, о том свидетельствует апостол Иаков, глаголя: «много... может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5:16 зач. 57). Если усердная молитва одного праведного много может: коль паче много может молитва всей церкви? И св. апостол Петр глаголет: «Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 4:8 зач. 61). По сему слову апостола и христианская любовь оставшихся живых по отшедшим от сего света брате и сочлене тела Христова, выраженная ими в молитвах за него, в приношениях и милостынях, пользует как отшедшему брату, так и зде оставшимся живым, творящим дела любви, – и и тем и другим покрывает множество грехов. И подумай, может ли Бог, источник и податель любви, оставить без воздаяния усопшему прошения и благотворения, совершаемыя о нем от любви? Любовь покрывает множество грехов320 (Сост. по брошюре архим. Павла: «О призывании святых в молитвах об умерших»).

 

* * *

320

Примеч. Рассмотрим здесь возражения штундистов, утверждающих, что вовсе не следует молится Богу за умерших. 1) Штундисты говорят: „если бы Богу угодно было, чтобы мы, живые, молились Ему за своих умерших, Он Сам бы повелел об этом в Своем Писании, прямо сказал бы, что вот Я помилую умерших грешников, если об этом будут молиться живые; а то в Священном Писании нет ничего такого. Значит и молиться Богу за умерших не следует». Правда, что в Священном Писании не говорится так прямо о молитвенном поминовении умерших, как бы хотелось штундистам. Но это объясняется так: всепроницательная премудрость Божии не провозглашает прямо в Священном Писании заповеди молиться за усопших, может быть для того, чтобы живущие, надеясь на это пособие, не обленились соделывать спасение свое со страхом ранее телесной смерти» (Облич. богосл. арх. Иннокентия, т. III, стр. 446), подобно тому, как та же премудрость Божия сделала неизвестным для нас день нашей смерти или день второго пришествия Спасителя и страшного суда и заповедует нам: смотрите бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. XII, 33). Иначе сказать: Господь Бог не выразил в Священном Писании прямо обетования Своего, что он по молитве живых, простит грехи умерших потому, быть может, что это могло бы послужить для некоторых соблазном. Нашлись бы люди, которые, надеясь на свое богатство или дружбу, не исполняли бы в продолжение своей жизни заповедей Божиих, жили бы худо, не по-христиански, и при этом надеялись бы, что после их смерти друзья их испросят у Бога прощение их грехов. А это было бы противно воле Божией, которая требует, чтобы мы в продолжение всей нашей жизни постоянно возрастали в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа и в нравственной жизни (2Петр. III, 17 – 18), чтобы мы постоянно старались достигнут в меру возраста исполнения Христова (Ефес. III, 18), старались быть совершенными, как совершен Отец наш небесный (Матф. V, 48) и были святы, как свят Господь Бог наш (1Петр. I, 15 – 16). Впрочем, неправду говорят штундисты, что в слове Божием вовсе нет указания на то, что но молитве живых Господь Бог простит грехи умерших.а) Сам Спаситель мира сказал: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лук. XVI, 9). Слова эти, по объяснению св. отцов и учителей церкви означают то, что мы обязаны делиться нашими земными благами с нищими. „Сущии бо о Христе нищии“, – по словам блаж. Феофилакта, – „кровы наследоваша, в няже возмогут прияти быти зде любившие их, даяния ради имения». б) В кн. св. пр. Иеремии (XIV, 6 – 9) представляются отверженными от лица Божия те, о которых после их смерти не творится поминовения и при погребении которых не дается милостыни. След. поминаемые молитвами и милостынями блаженны. Св. ап. Павел (1Тим. II, 1) увещевает совершать молитвы за всех человеков не только во плоти сущих, но вообще за всех, след. и за отшедших из сего мира. После этого совета апостол присовокупил: ибо это приятно и угодно Спасителю нашему, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (ст. 3). г) Мы имеем и пример молитвы св. апостола Павла за умерших. Апостол молится (2Тим. I, 16), чтобы Онисифор, оказывавший св. апостолу свое человеколюбие, получил милость Божию по смерти – на суде Божием. Этот пример учит и всех чад апостольской церкви по духу связывающей их, как членов единого тела, молится друг за друга (Сн. 1 Кор. зач. 152). Но, хотя бы в Свящ. Писании не было ни одного места, где бы Господь Бог дал прямую заповедь о поминовении умерших, зато нет в нем и запрещения живым приносит молитвы за умерших. Итак, штундисты несправедливо думают и учат, что не следует молиться Богу за умерших ближних наших только потому, будто в Священном Писании нет об этом прямого повеления Божия такого. Если такового нет по букве, зато оно есть в духе Священного Писания. 2) Еще штундисты говорят: „делай, что угодно для умерших, это не принесет им никакой пользы, ничего им не поможет; потому что в слове Божием сказано: Бог воздаст каждому по делом его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев (Римл. II, 6 – 7). Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. VI, 7). Всем нам должно явится пред судище Христово, чтобы каждому получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. V, 10). Но во всех этих местах говорится, что каждый человек получит то. что заслужил, уже тогда, когда настанет день страшного суда и последует кончина мира, когда ни Иов, ни Даниил, ни Ной не могут предстательствовать за кого-либо (Иезек. XIV, 14), но кийждо свое бремя понесет (Гал. VI, 5). А до наступления сего дня, по учению православной церкви, по смерти человека, бывает над ним еще частный суд, после которого „души умерших уже начинают предвкушать или испытывать то состояние, которое постигнет их после страшного суда. Но до наступления этого суда, судьба грешников еще не решена окончательно, т. е. грешники, до разлучения с настоящею жизнию покаявшиеся, но не успевшие принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, милостыня и подобное, хотя испытывают за учиненные ими грехи наказания, но не лишаются надежды облегчения от них». (Посл. патр. восточ. о прав. вер. чл. 18). Вот и выходит, что непосредственно после смерти до всеобщего страшного суда каждый человек что посеет, то и пожинает: праведники предвкушают радость и блаженство, хотя еще и не совершенные, а грешники нисходят, терпят наказания за свои грехи; но и они не лишаются надежды на то, что эти наказания для них могут быть облегчены в даже совершенно уничтожены, если живущие на земле будут приносить за них бескровную жертву, при божественной литургии, раздавать милостыню и вообще молиться за них Богу. 3) Говорят еще штундисты: „если я буду сам просить чего у Бога, то Бог мне даст; а мертвые разве в состоянии просить чего у Бога? В Псалтири сказано: во гробе кто будет славить Тебя? (Господи) (Пс. VI, 6). А если мертвый человек не в состоянии сам собою славить Бога, то как же он испросит у Бога прощение своих грехов? Значит, ему уже никто ничего не поможет, ему один Бог Судия и только». Что касается слов из Псалтири: во гробе кто будет славословить Тебя, Господи, то справедливо, что грешник, лежащий во гробе, или что тоже, умерший не может славословить Господа и, значит, не может сам собою испросит от Бога помилования в грехах своих. Так учит и православная церковь. Но в этом месте Свящ. Писания не сказано, что грешник, лежащий во гробе, успевший до смерти своей покаяться, но не успевший принести плодов покаяния, т. е. не успевший своими делами выразить своего покаяния, не может надеяться, что Бог простит ему грехи за те молитвы, милостыни и другие добрые дела, а особенно за принесение о нем бескровной жертвы, какие будут творить живые. Значит, на основании сего места Свящ. Писания, штундисты неразумно отвергают догмат церковного поминовения умерших. 4) Наконец, штундисты кощунственно издеваются над тем обычаем нашим, когда мы приносим на гробы умерших ближних наших хлеб и затем молимся о них Богу. „Как будто хлеб этот будут есть покойники, или он прямо пойдет к Богу, Который будет его есть» – говорят Штундисты. Но они не хотят видеть в слове Божием, что народ иудейский в ветхом завете ввел богоугодный обычай преломлять хлеб над гробами своих ближних (Тов. IV, 17; Иер. XVI, 7) и что мы в этом случае подражаем только благочестивым людям ветхого завета. Мертвые не едят такого хлеба, какой употребляем мы, живые, – но и они испытывают своего рода голод. Для удовлетворения его умершим нужны наши молитвы за них Богу, а раздавая хлеб на гробах умерших, мы и сами молимся и просим живых ближних наших, чтобы они молились за умерших, да простит им Господь Бог грехи. Вот те основания, на которых штундисты отвергают поминовение умерших. И вы теперь уже достаточно видите всю нелепость мх лжеучения. Они не хотят внимательно читать слова Божия, в котором учение о поминовении умерших утверждается во всей своей силе, а между тем хвалятся, что живут и учат только так, как велит слово Божие. Да не смущается сердце ваше, братие, когда вам придется слышать от штундистов кощунства и хулу на нас и на веру нашу православную; ибо они, говоря словами св. ап. Петра, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получают возмездие за беззаконие (2Петр. II, 12 – 13). Лучше будем возносить непрестанно наши молитвы о том, да даст им Бог покаяние к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим. II, 25 – 26). (Сост. прот. Г. Дьяченко по „Руковод. для. сельск. паст.“, за 1877 г., № 25, стр. 213 – 219).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle