Источник

Часть 24, Глава 13Часть 24, Глава 15

Одиннадцатый член Символа веры

14. Добрые советы о памяти смертной

I. «Один из семи греческих мудрецов, – говорит св. Димитрий Ростовский, – знаменитый философ Солон, в Афинах на дверях капища написал крупными буквами: «Познай себя самого!» – Для чего ты, философ, написал это на дверях вашего капища? – А для того, – говорит, – что сюда каждый день приходит множество народа: пусть же каждый, входящий в эти двери, читает ежедневно, а какой смысл в этих словах и чему они научают, сам рассмотри и угадай. – Как же это рассудить? – Да предложи своему уму такие вопросы: кто ты? откуда? и куда идешь? Кто ты? человек бренный, тленный, немощный, подверженный всяким болезням, всяким случайностям, всяким бедам и всякому несчастию. Откуда ты? из персти земной создан, от похоти плотской зачат, от болезней матерних рожден... Куда ты идешь? – Во гроб, и нет ни для царя, ни для князя, ни для богача, ни для нищего, ни для ученого, ни для невежды, – нет иного конца, кроме гроба, а во гробе тление, черви, смрад, гной, персть, а затем и совершенное по телу уничтожение. Итак, каждый познавай сам себя». Не худо учение этого философа: можно похвалить его. Получив пользу в Афинах, идем далее.

II. В Дельфах один знатный человек Зенон вопрошает немого идола Аполлона: как бы ему вести получше жизнь? Глупый и спрашивает у глупого. Какое наставление, что за совет от бездушного идола? Однако повелением Божиим и камень издает голос, и идол говорит. Заговорил и тот идол. Что же сказал? Он отвечал Зенону так: «Спроси у мертвых...» Видно камень, вопреки своей природе, проговорил это чудесным образом по повелений Божию, в поучение людям, а проговорил он полезное слово: «Спроси у мертвых», – как будто говоря: если хочешь вести хорошо свою жизнь, попроси полезного и мудрого наставления у мертвых: у них спроси, они тебя научать; только пожелай слушать их. Но ты скажешь: как мертвец может поучать живого, когда он бездушен и безгласен, язык у него нем и уста неподвижны? По истине научит, молча скажет, оставаясь немым, возгласит, не двигая устами и языком, будет говорить. Что же он скажет? Он будет говорить не словом, а делом, не речию, но указанием на самые вещи. И так, послушаем, что говорят нам мертвецы. «О, люди! что теперь вы, то и мы были некогда; что теперь мы, то и вы скоро будете. Вы теперь живете в довольстве, едите, пьете, утешаетесь удовольствиями мира сего; и мы так жили, а теперь вот в тесных гробах. Куда девалась пища? где питие? где веселие и всякое мирское наслаждение? не лишились ли мы всего этого? так и вы скоро будете их лишены. И мы когда-то были живыми людьми, подобными вам; и вы будете мертвецами, подобными нам». В книге «Премудрости Соломоновой» мертвецы говорят нам: «Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и... молва быстротечная. Как... корабль, идущий по волнам, за которым не останется следа... или как птица, пролетающая по воздуху, и не оставляющая никакого знака своего пути... или как стрела, пущенная в цель... так и мы родились и умерли» (Прем. 5:8–13).

Когда же мертвецы говорят нам так, то будем спрашивать у них обо всем. Придет ли кому греховное вожделение плотской нечистоты? спросись у мертвых, и именно – у содомлян, горящих в неугасимом огне; что они тебе скажут? – «Если хочешь придти в это огненное место и мучиться с нами вечно, то иди, делай, что тебе хочется». Если явится желание роскошно пировать каждый день, пить, есть? – спросись у мертвых, а именно: у того богача, который «во аде возвед очи свои, сый в муках», просит одной капли воды на язык свой от Лазарева перста и не получает (Лк. 16:23–25). Захочешь ли преследовать и обвинять невинных? – спроси у фараона, который преследовал неповинно людей Божиих и утонул в море, а ныне утопает в геенне. Вздумаешь ли восстать против своих начальников, устроить против них заговор? – посоветуйся с Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и поглощенными землею. Захочешь ли завидовать беззаконным? – спросись у жены Лотовой, оглянувшейся на Содом и превратившейся в соляной столб. Захочешь ли похитить принадлежащее церкви? – спросись Илиодора, казнохранителя сирийского царя Селевка, который пришел было в Иерусалим ограбить церковь, и был наказан руками Ангелов. Если захочешь величаться, надмеваясь гордостью? – спросись у Ирода, о котором сказано в «Деяниях Апостольских», что он высокомерно с большою гордостию воссел пред всем народом, и «внезапу порази его ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червьми изьяден, издше» (Деян. 12:23). Придет-ли на мысль положиться на свое богатство? – посоветуйся с тем евангельским богачем, который говорил душе своей: «душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яжд, пий, веселися. Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк. 12:19, 20). Захочешь ли вообще сделать что-либо греховное, злое, прогневляющее Бога? – спросись грешных, заключенных во аде, осужденных, на вечные муки: посоветуют ли они тебе прогневать Бога? – Итак, спрашивайся мертвецов, и будешь умен, научишься от них благоразумию, получишь уроки мудрости.

III. Из Греции идем в Египет. Здесь царь Птоломей дает пир. Носят роскошные блюда с кушаньями на царскую трапезу. Что говорить! Он – царь: дивиться нечему. Но вот что заслуживает удивления: несут одно большое блюдо, а на нем лежит мертвая голова, без тела, без волос, без кожи, как есть один только череп. Но что это? Неужели есть. Но кто же будет есть обнаженную кость, да еще человека умершего? Но вот ставят голову пред самым царем, а один из стольников громко говорит ему: «Смотри, царь и ты таким, же будешь!» Царь взглянул на кость, вздохнул и смирился мыслию. Потом царь, забывшись, веселился, и вот опять один из слуг, указывая ему на ту же голову, говорит: «Смотри, царь, и ты таков будешь!» И опять царь вздохнул, и опять смирился в мысли, и свое веселие растворял таким образом памятью смертною. Вот любомудрие! Вот прекрасная философия – память смертная!» (Из тв. св. Димитрия, митр. Ростовск.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle