Одиннадцатый член Символа веры
15. Исход души праведной
Св. отцы представляют нам у постели умирающего праведника св. Ангелов и святых Божиих.
а) Преподобный Макарий рассуждает: «При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы. А когда они отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют их душу в собственную свою область... и приводят их ко Господу» («В беседе 22 по р. п.»).
Блаженный Августин говорит, что «Ангел-хранитель должен поставить душу праведника пред Бога» (Dе сivit, Dei).
Из житий святых удостоверяемся ясно, что ко многим избранникам, в минуты их смерти, являлись св. Ангелы, чтоб унесть их души с собой. Так, когда была отсечена голова мученику Василиску, в ту же минуту христиане увидели его душу, уносимую Ангелами на небо («Чет.-Мин.» под 22 марта).
Преподобный Венедикт видел (в полночь), как душа епископа Германа была несена Ангелами к небу в огненном окружии (у Григория Двоеслова кн. 4, гл. VII, снес. житие Симеона. Столп. 1 сент.)303.
6) Кроме Ангелов праведная душа при исходе из тела видит иногда Святых Божиих, которые прежде ее отошли из настоящей жизни и которым приятно принять новую чистую душу в свое общество. Так, преп. Сисой, умирая, сначала видел пророков, а потом апостолов, и с ними разговаривал. Его спросили, с кем же он ведет разговор, и ответил он: «Вот пришли Ангелы взять меня», – вслед затем преподобный скончался («Достопам. сказ.» 210, 12).
Антоний Великий видел, что душу Павла Фивейского при смерти также окружали св. пророки и апостолы («Чет-Мин.» 15 янв.).
Некоторые из святых удостаивались видеть на исходе своей души одну Божию Матерь (смотри и современные примеры в «Душеп. Чт.» 1877 г., стр. 388), при чем и оправдалась для них молитва повечерия: «Предстани мне, пречистая Дево, Богоневесто Владычице, и во время исхода моего...»
в) Многие из праведников умирают на молитве. Так св. Григорий Двоеслов говорит об одном подвижнике, что этот подвижник, умирая, созвал к себе братию, при всех приобщился Св. Таин и начал с братею петь псалмы, среди пения которых и испустил дух (В кн. 4, гл. 10).
г) Избранники же из избранников Божиих уже увидят пред смертию престол Божий на небе и лица Пресвятой Троицы. Архидиакон Стефан, совершенно здоровый, но готовый умереть от ярости иудейского сенедриона (как тотчас же затем и был побит камнями) говорил: «се, вижу небеса отверста и Сына человеча одесную стояща Богу» (Деян. 7:56). Отсюда лица подобных избранников пред исходом их душ, как и после исхода, бывают необычайно светлыми. Так, о том же св. Стефане говорится, что лицо его пред смертию сияло «яко лицо ангела» (Деян. 6:15), и что самые враги его были поражены ангелоподобною светлостию его лица. Отблеск небесного света был виден также на лице умиравшего преподобного Агафона («Дост. ск.» 34, 29).
И сколь естественна эта тихая и светлая кончина праведника! В настоящей жизни он постепенно отделялся душою своею от тела, потому что распинал плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24); – потому что ходил и руководился во всем духом (Гал. 5:25), а не плотию. Следовательно, для ангела смерти нет нужды употреблять особенное усилие, чтобы отделить в нем бессмертную душу от смертного тела: довольно ангелу только коснуться его, чтоб тончайшая нить, которая связывала в нем душу и тело, тотчас прервалась, почему на устах его уже и готова речь: «Господи Иисусе, приими дух мой» (Деян. 7:59).
* * *
Примеч. Подробнее об этом видении можно передать следующее: св. Григорий Двоеслов, которого сильно занимал этот таинственный предмет, свидетельствует, что «многие из тех, которые очищали око ума своего чистою верою и плодоносною молитвою, часто видали души, исходящие из плоти» („Собес.» кн. IV, гл. 7, стр. 272 – _ 276). Он рассказывает несколько тому опытов, и один на них не излишне передать теперь. „Преподобный Венедикт стоял ночью на молитве. В самую полночь вдруг показался необыкновенный свет. Преподобный подошел к окну, чтобы лучше рассмотреть это явление, и видит это явление, и видит он душу Германа, епископа капуанского, на огненном круге несомую ангелами. Он поспешно стал звать к себе бывшего в другой комнате диакона, который, вошедши, застал еще конец видения. Послали в Капую узнать, что делается с епископом Германом. Посланный нашел его уже умершим, и оказалось, что он скончался в ту самую минуту, в которую святой муж увидел его возносимым на небо“. („Собес. кн.“ II, гл. XXXV, стр. 145, в в «Четьи-Меньи» 14 марта).