Одиннадцатый член Символа веры
12. Примеры живого памятования о смерти
I. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, желая навсегда сохранить память о смерти, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен; итак прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Таким напоминанием блаженный Иоанн понуждаем был непрестанно хранить память смертную и всегда быть в готовности к переходу от временной жизни к вечной (Из «Воскр. Чт.»).
II. За три года до кончины каждый день молился святитель Тихон Задонский: «Скажи ми, Господи, кончину мою!» И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году видел он во сне прекрасный луг и на нем чудные палаты, хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого видения он заключился в своей келье и принимал к себе только редких друзей. На случай смерти приготовлены были у него одежды и гроб; он приходил плакать над гробом своим, стоявшим в чулане, скрытом от людей. За год и три месяца до смерти, в тонком сне, представилось св. Тихону, что стоит он в придельной церкви монастырской; знакомый священник вынес из алтаря в царские двери младенца под покрывалом; Тихон подошел и поцеловал младенца в правую щеку, а младенец ударил его в левую. Пробудясь, почувствовал он онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь принял он с радостию.
Незадолго до кончины святой видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, – рассказывал он другу Козьме, – сначала боялся слабости своей; но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше, к самым облакам». Лестница, объяснил Козьма, – путь к Царству Небесному, помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя. Святой сказал со слезами: «И я сам, то же думаю; чувствую близость кончины» («Воскр. Чт.» 1838 г. № 37, сн. «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Чернигов. ч. II, стр. 509).
IIІ. Трогательный пример памятования о смертном часе представляет пр. Мартирий Зеленецкий. Всегда строгий подвижник, пр. Мартирий за полтора года до своей смерти усугубил свои подвиги. Он проводил время в совершенном уединении и непрестанной молитве. Чтобы отрешиться от всяких греховных помыслов, насколько это возможно для человека, он постоянно памятовал о смертном часе, о том, что ему, как и всякому человеку придется отдать отчет перед лицом нелицеприятного Судии о делах всей своей земной жизни и потом получить праведное воздаяние за них. И эта память смертная удерживала его от грехов, отгоняя от него искушения диавола. Зная благодетельную силу памятования о смерти, Мартирий, чтобы это памятование было сильнее и не заглушалось никогда, сделал себе вещественное напоминание о том, чего всякий человек не избегнет: он выкопал сам для себя могилу и, поставив в ней гроб, приходил к ней молиться и плакать (Пам. его 1 марта).