Одиннадцатый член Символа веры
11. Против страха смерти
Индийский царь Авенир, до принятия крещения злой гонитель христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве иноки в продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертию.
Вскоре после этого, во время поездки на охоту, Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидя их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: «Что же? разве вы не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?» – Знаем, отвечали иноки, и вышли из твоей страны; а что ныне проходим ею, то это для того, чтобы доставить пищу оставшимся здесь братьям. «Да какая же им пища нужна, вскричал царь, когда они осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все приговоренные к смерти находятся в ужасе и печали и не требуют пищи?» – «Нет, царь, не все осужденные на смерть в страхе и печали находятся, – отвечали иноки – ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошего не ожидают для себя в жизни будущей, и к земным благам настолько привязаны, что с величайшим трудом расстаются с ними – мы же, оставивши этот мир и все, что в нем и проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся, потому что любовь имеем лишь к небесному, и смерть весьма желательна для нас, как скорейшее прехождение к жизни лучшей и вечной». – «Но однако, – сказал царь, – вы вышли из моей страны, значит на самом деле боитесь смерти». – «Нет, царь, не ради страха смерти мы вышли из твоей страны, – отвечали иноки, – а ради жалости к тебе, чтобы не подвергнуть тебя за умерщвление нас вящшему осуждению. А уж если нашей смерти непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас нестрашна».
Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать иноков злой смерти – сжечь. И тако, заключает сказание, смерть прияша Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша.
Итак, вот каково средство не бояться смерти! Оно состоит в том, чтобы не привязываться в продолжение жизни к земным благам, любить всем сердцем Господа Иисуса и постоянно размышлять о том блаженстве, которое уготовал Бог любящим Его. «Не бойся смерти, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – но готовься к ней, проводя святую жизнь; если будешь готов к смерти, не убоишься смерти; если возлюбишь всем сердцем Господа, то сам вперед пожелаешь ее» (Сост. по кн. «Поучения по рук. пролога», свящ. Гурьева и твор. св. Димитрия Рост.).