Одиннадцатый член Символа веры
1. Живи так, чтобы всегда быть готовым к смерти
Чаю воскресения мертвых
«Видишь, – говорит святитель Тихон Задонский, – что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное движение имеют, и приближаются к пределу своему. Такова наша и жизнь – от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется; упокоеваемся или трудимся, бодрствуем, или спим, беседуем с кем или молчим, непрестанно течение свое совершает и к концу своему приближается; и уже к концу ближе стала ныне, чем вчера и третьего дня, – сего часа, нежели прошедшего. Так нечувствительно наше житие сокращается! так проходят часы и минуты! А когда окончится цепочка, и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысл Божий скрыл от нас это, да всегда готовы будем ко исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. Блажен тот, его же Господь обрящет бдяща (Лк. 12:37). Окаянен тот, кого Он в греховном сне погруженным обрящет:
Этот случай и рассуждение научает тебя, христианин: 1) что время жизни нашей беспрестанно уходит, 2) что прошедшего времени возвратить невозможно, 3) что прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем, 4) что кончина наша нам неизвестна, 5) следовательно всегда, на всякий час, на всякую минуту, быть нам готовыми к исходу должно, если хочешь блаженно умереть, б) отсюда заключается, что христианин в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия находится должен, 7) каким кто хочет быть при исходе, таким должен стараться быть на всякое время своей жизни, потому что никто не знает, оть утра дождется ли вечера и от вечера дождется ли утра. Мы видим, что те, которые с утра ходили здоровы, к вечеру лежать на одре смертном бездыханными: и те, которые с вечера засыпают, по утру не встают и будут спать до трубы Архангельской. А что случается с другими, то же самое тебе и мне случиться может, ибо все подлежат всяким случаям»301. («Из творений св. Тихона Задонского», изд. 2, т. 2, стр. 48).
* * *
Примеч. Св. Златоуст, объясняя слова Евангелия: будите готовы, яко в он же час не мните, Сын человеческий приидет, так говорит: „для того говорит Он им сие, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы; желая, чтобы они всегда были готовы к сретению Его и всегда добродетельны, сказал им, что приидет тогда, когда и не ожидают Его. Если бы люди знали, когда умрут, то без сомнения позаботились бы о сем дне“.