О таинстве елеосвящения
6. Народные предрассудки относительно таинства елеосвящения
Рассмотрим здесь несколько народных предрассудков, искажающих церковное учение о таинстве елеосвящения.
1. То народное мнение о таинстве елеосвящения, что принявший оное не должен уже вкушать мяса и вступать в брак, а брачным быть яко безбрачным, не имеет никакого основания. Девство и воздержание добродетели великие; но только тогда они добродетели, когда избираются добровольно; иначе, ужели диавол и демоны, ничего не ядущие, суть постники? ужели родившиеся к браку неспособными, или сами себя оскопившие суть девственники? А тот, кто был елеопомазан, не вступит в брак лишь только потому, что ему, елеопомазанному, будто бы грех вступить, ужели есть девственник добровольный? Этот взгляд на елеосвящение, по отношению к браку, есть взгляд чисто безнравственный. Держась его, молодые люди, даже заболевающие к смерти, вовсе не станут собороваться, или, если выздоровев, не вступят в брак по этой, несуществующей непозволенности, то легко, как не девственники по рассуждению и произволению, впадут в блуд. Невозможность вступить в брак тому, кто вступить и готовился и желал, есть несчастие великое, – иногда быть может большее той болезни, от которой его избавила благодать елеосвящения. Никак потому нельзя думать, чтобы Господь болящего восстановил только для того, чтобы лишить его радостей супружеских, радостей святых и благословенных.
2. Мысль, что бывший на двенадцати соборованиях все равно, что пособорованный, просто безбожна и явно от сатаны, которому не легко человека к больным, особенно близким сердцу, сделать чуждым; не легко человека, всегда любящего помолиться, а иногда подумать и о смерти, удержать от посещения болеющего и умирающего: так вот он и внушает простецам, не понимающим его козней – ходи, мол, ходи на соборования; только сам не соборуйся, авось из твоих грехов неведения, забвения и таких, какие грехами ты не считал300, не сложится ли такое бремя, которое тебя с высоты райского пути притянет ко мне во ад!
3. Наконец, есть такие жалкие суеверы в среде христиан, которые, идя на дело и боясь встретить в нем неудачу и неуспех, увидав некогда особорованного, бегут от него в сторону. Что сказать против такого суеверия? Скажем то, что видно велика благодать таинства св. елея, когда сатанинская сила, находящая себе место в душе суеверной бегущего, боится с елеопомазанным даже встретиться и гонит суевера в сторону! С другой стороны нет ничего невозможного, если благодать елеосвященного и воспрепятствует успеху дела того, кто повстречался с ним; но успеху дела какого? конечно преступного и худого (Извлеч. из кн. «Прав. хр. жизни», свящ. Масловского стр. 71 и др.).
* * *
Примеч. Взгляд, что в таинстве елеосвящения прощаются грехи забвения, т. е. не исповеданные в таинстве покаяния, разделяет святитель Димитрий Ростовский, который, поставив вопрос: «Какова благодать Божия чрез сию тайну (тайну елеосвящения) преподается?» отвечает: «забвенных грехов отпущение, и исполнение неисполненного удовлетворения за болезнию от исповедавшихся, и исцеление, или облегчение телесные болезни» (см. вопросы и ответы краткие о вере, стр. 112. М. 1842).