Источник

Друзы

Друзы – своеобразный народ, который, занимая западный склон Ливана и весь Антиливан от Бейрута, на севере, до Оура или Тира, на юге, и от Средиземного моря, на западе, до Дамаска, на востоке, живет под турецким владычеством, хотя и пользуясь значительной долей политической свободы. В собственном смысле, друзы, горцы Ливана и Антиливана, вероятно, подобно маронитам, с которыми они живут в тесном сближении, происходят от древних сирийцев. Мнение, что они происходят от французской колонии, поселенной в Ливане, во время крестового похода, неким графом Дрюзом, есть простой вымысел. Религия друзов есть детище магометанства; но, в некоторых из своих основных и наиболее характеристических особенностях, она совершенно отвергает самый дух и сущность магометанства и приближается к христианству. Происхождение ее нужно искать среди шиитов, сильных противников сунитов, и особенно, среди батиниан, одной из самых радикальных сект шиитов. Батиниане истолковывают Коран в том смысле, что всякая внешность должна соответствовать внутренности: следовательно, всякое место Корана должно иметь за своим ясным грамматическим смыслом, более глубокое, таинственное и аллегорическое значение. Этим правилом одна группа батиниан (карамиты, или караматиане) в действительности пользовалась, как средством для подрыва всякой веры в божественное Откровение, и, наконец, пришла к полному материализму и безбожию. Дальнейшим шагом, который был принят друзами и который не только вывел их из магометанства, но и поставил в противоречие с ним, было их учение о воплощении. Нет Бога, кроме Бога, говорят они вместе с магометанами, и Он неведом человеку: чувства не могут воспринимать Его, слова не могут определить Его, но Он открыл Себя человеку, прибавляют они, приняв на Себя образ человека через воплощение (идея, совершенно противная магометанству): и последним из этих воплощений, которые всегда будут совершаться, было воплощение Хакима Биамриллаги (калифа с 1019 по 1044), шестого из фатимидов. В 1040 г. он впервые открыто заявил в мечети в Каиро, что он есть воплощенный бог. С этого года начинается эра друзов. Хаким, который, по своем восшествии на престол, принял название Биамриллаги, т. е. судящий по заповеди Божией, был жестокий и полубезумный тиран, предававшийся без удержа выдумкам своего вольного ума и сделавшийся предметом страха и презрения у своего собственного народа. В течение 25 лет своего царствования, он успел казнить до 18.000 человек. Он ненавидел христиан и иудеев, и сделал распоряжение, чтобы они, в отличие от магометан, носили отличительную одежду: христиане – голубую одежду, а иудеи – черную; притом христиане должны были носить крест в три фута длины, весом в пять фунтов, а евреи – тяжелые деревянные колоды, и проч. Около 30.000 христианских церквей и монастырей, по его приказанию, были разрушены в Египте и Сирии. Женщины в Каиро причиняли ему соблазн своею роскошью и излишествами. Тогда он приказал, чтобы, под страхом смерти, ни одна женщина не смела показываться на улицах или даже выглядывать из дверей и окон. Вследствие этого приказа многие женщины, о которых некому было позаботиться, умерли с голода. Хаким принадлежал к партии батиниан и очень ревностно старался о распространении их учения; но при этом у него была задняя мысль. В 1040, его любимец, Измаил Дарози, перс по происхождению, внезапно появился в мечети в Каиро и начал излагать пред изумленными слушателями, что Хаким есть воплощенный Аллах: народ пришел в большое негодовавание. Произошел мятеж, продолжавшийся в течение нескольких дней. Хаким не смел защищать Дарози, который бежал в Дамаск, где он вскоре затем начал проповедовать свое новое учение среди горцев Ливана. Другая попытка добиться признании божественности Хакима, сделанная Гайдарод Фергани, потерпела также полную неудачу. Наконец, однако, это дело удалось устроить Хамсе. Это был так же перс по происхождению и жил в одной мечети, лежавшей за стенами Каиро; но он был человек хитрый и предусмотрительный. Он стал тайно собирать учеников и посылал их в качестве миссионеров. Сделаны были также и другие приготовления. Хаким перестал молиться в мечети, не посылал даров в Каабу, препятствовал народу предпринимать паломничество в Мекку, и проч. Несмотря, однако, на предосторожность вождей, произошел новый мятеж. Дом Хамсы был ограблен и разрушен, и он сам спасся только с большим трудом. Мятеж, наконец, был подавлен, но фанатизм правоверных дошел до такой степени, что вскоре затем (1044) Хаким был тайно убит.

Между тем, Дарози с большим успехом трудился среди друзов. Его легкие нравственные требования (целомудрие не требовалось, пьянство не запрещалось), а также его щедрость в деньгах, привлекли к нему много народа; но он, наконец, был отвергнут своей собственной партией. Возникло несогласие между ним и Хамсой, и он был убит. Действительным вождем новой религии сделался Хамса, – по крайней мере, в догматическом отношении. После его изгнания из Египта, он развил большую деятельность в качестве писателя. Позже большую известность приобрел также в качестве писателя Богеддин Моктано. Его книги расходились от Калькутты до Константинополя. Одна из них обращена была к Константину VIII, другая – к Михаилу Пафлагонину. Но позднейшая история секты весьма темна. Исповедуя магометанство совне, друзы долго хранили свои священные книги и религиозные обряды в глубокой тайне, и только в конце XVIII столетия стало известным кое-что о них в Европе. Об их отношениях с маронитами см. под сл. Марониты. В настоящее время их числится до 70 т., не считая жен и детей.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle