Источник

Часть 23, Глава 3Часть 23, Глава 5

О таинстве елеосвящения

4. Святоотеческие свидетельства о таинстве елеосвящения

I. Св. Златоуст, сравнивая священников, как духовных отцов, с плотскими родителями, говорит: «Эти не могут защитить детей своих и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из тела их вторгнувшуюся болезнь; те, напротив, часто спасали болезненные души, долженствовавшие погибнуть, то подвергая, их кроткому наказанию, то удерживая при самом начале от падения, не только учением и наставлением, но и помощию молитв. Ибо они имеют власть отпущать грехи не только тогда, когда возрождают нас, но и после, как сказано: «Болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14, 15).

ІІ. Св. Кирилл Александрийский, вооружаясь против волшебства, дает такое наставление: «Когда у тебя подвергнется болезни какая-либо часть тела, и если ты веришь в сии слова: Господь, Саваоф и другие, усвоямые Божественным Писанием Богу, как свойственные Его природе: тогда ты произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (т. е. обращающиеся к волхвованию): ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания; болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне... и проч.» (De adorat. in Spir. еt vеrit. lib. VI, Орр. t. I, р. 211. Paris. 1638). Замечательно, что св. отец только напоминает об елеопомазании, как средстве, к которому должны обращаться христиане в случае болезней, и следовательно предполагает это средство известным и действительно употреблявшимся в церкви.

III. Св. Григорий Двоеслов в книге таинств излагает самый чин елеосвящения со всеми молитвами и священными песнями. Здесь, при помазании больного св. елеем, священник между прочим говорит: «Помазую тебя св. елеем во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Св. Духа, чтобы ты через совершение сего таинства, чрез помазание св. елеем и нашу молитву, силою Св. Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие» (Lib. Sacrament., In Орр. t. III, р. 235 – 237, еd. Маvr.; сн. «Православно-догмат. Богословие», Макария, 1852 г., т. IV, стр. 297, 298, 299, 300].

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle