О таинстве елеосвящения
1. Понятие о таинстве елеосвящения
Елеопомазание, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12-ть апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись (Мк. 6:13). Без сомнения посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волею, и таким образом елеопомазание представляется здесь, как учреждение Господа. Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясною должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием (Деян. 1:3). Со всею ясностию и определенностию, об этом таинстве говорит ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отнустятся ему» (Иак. 5:14, 15). Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеопомазании, не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя (Гал. 1:11, 12), но учили только тому, что заповедал им Господь (Мф. 28:20), и что внушал им Дух Святой (Ин. 16:13); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями таин, а не установителями (1Кор. 4:1). И следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно, действительно, есть таинство, видно из того, что, кроме божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвою, и соединенное с этим внешним знаком сверх-естественное действие благодати – исцеление болезней297 и отпущение грехов.
Елеопомазание, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в церкви Христовой. Об нем упоминается в «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита (Кн. 7, §8, 8): об нем упоминает Ориген (in Lеvit. Hom. 11, § 4); о нем говорят в 4–м веке: св. Иоанн Златоуст (О свящ. III, 6), Амвросий (dе Роеnit L. 1, гл. VIII, § 2), Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер Антиохийский (в Толк. на Ев. Марка). В требнике Геласия, еп. Римского (в конце 5-го века), есть чин освящения елея для больных, во отгнание всяких болезней, душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе 7-ми таинств не только в «Сакраментарии» Григория Великого, но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от церкви еще на 3-м и 4-м вселенских соборах в 5-м веке.
Нельзя не заметить еще о сем таинстве, что западная церковь, в противность православному учению, смотрит на него, как на последнее помазание, на исход души, как на напутствие к вечной жизни, и потому учит совершать его только над умирающими. Но такой взгляд не имеет для себя основания и подтверждения ни в Св. Писании, ни в учении древней церкви298. Таинство сие, по апостолу, совершается над больными, над опасно больными, но не над умирающими или такого рода больными, кои находятся уже при самой кончине. Слова апостола не дают такого смысла; и во всех молитвах и священнодействиях церкви в сем таинстве выражается не молитва на исход души, не напутствие к смерти, а теплое моление церкви об исцелении больного от обдержащей его телесной немощи и о восстановлении его здравия и прощения грехов299 (Сост. по кн. «Опыт биб. словаря собств. имен» – прот. П. Солярского – т. IV, стр. 711 – 713).
* * *
Примеч. После елеосвящения больной выздоравливает не всегда, но только тогда, когда: а) принимает это таинство с верою; б) когда выздоровление его угодно Промыслу Божию. Если бы после елеосвящения человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда и не умирать, что противно воле Божией, назначившей человеку смерть после его грехопадения.
Примеч. „О безумие! – восклицает Симеон Солунский, обличая заблуждения латинян. Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; а латиняне говорят, что он умрет, что елей нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. Человек! не знаешь ты смысла таинств, и к своему вреду заблуждаешься. Этот елей преподается больным и для того, что бы они, чрез помазание, получив прощение во грехах, восстали, как Спаситель сказал расслабленному: «отпущаются тебе греси твоя» (Марк. II, 5), показывая, что болезнь бывает по причине грехов“ (Разговор о священнодействии и таинств. церкви 250 гл.).
Примеч. Учение беспоповцев о таинстве елеопомазания. Беспоповцы не имеют таинства елеопомазания и даже говорят, что оно совсем и не нужно. Конечно, это таинство не так необходимо для каждого христианина, как таинство причащения, но не следует пренебрегать им. Оно установлено, как и другие таинства, Самим Господом: „помазание елеем бывает во имя Господне, сиречь волею и установлением и повелением Господним», говорит «Большой Катехизис» (гл. LXXX, л. 393). Установил же Господь, конечно, не для того, чтобы оно никем не употреблялось, а для употребления. Св. ап. Иаков предписывает совершать это таинство для всех больных без исключения. Болит ли кто в вас, говорит он, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне... (Иак. V, 14, зач. 57). Это таинство имеет великую силу. По словам Симеона Солунского, оно «и недуги решит, и лежащие воздвигает, и греси оставляет» (Сим. Сол. гл. 284, о тайне елеосвящения, сн. Б. К. лист 392 и об.). Не употребляя таинства елеосвящения, беспоповцы прямо противятся его установлению и оказывают пренебрежение к таинству, за что и подлежат осуждению. Общество же, подлежащее осуждению, как согласятся сами беспоповцы, не может быть названо истинною церковию Христовою. В оправдание свое беспоповцы говорят, что елеосвящение у них заменяется милостынею и слезами. Основаниями для этого служит то, что милостыня в Писании приточно называется елеем. В Евангелии от Матфея в 104 зач. сказано: мудрые же прияша елей в сосудех со светильники своими. В толковании этого текста елей истолкован в смысле милостыни. Св. Андрей Критский говорит: «ты убо, душе моя, аще хощеши вышнего царствия, миром помажися – слезами» (в блаженнах вел. канона). Но эти свидетельства не оправдывают бессоповцев. По учению церкви, елеосвящение есть таинство церковное, совершаемое священником над верным, а милостыня – добродетель, которая совершается и неверными и принимается от них, заслуживая им благоволение Божие (Корнилий и Евстафий Плакида). Тайны же церковные вне церкви не совершаются (М. Григ. Ист. древ. хр. церк., ч. I, стр. 372 – 373, арх. Пав. Соб. соч. ч. 2, стр. 184 – 186).