Источник

16. Святоотеческие изречения о высоте девства

Св. отцы высоко ценили чистоту целомудрия.

I. Св. Киприан Карфагенский говорит: «Девственницы суть цветы в вертограде церкви, красота и благолепие благодати, торжество природы, славнейшая часть стада Христова» («Сл. об одежде девст.» Христ. Чт., 1825 г., ч. 18).

II. Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва, венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся близ нее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном» («Пис. 17 о девстве»).

IIІ. Св. Афанасий Великий говорит: «О, девство! – богатство неистощимое, венец неувядаемый, храм Божий, жилище Св. Духа, драгоценная маргарита, радость пророков, слава апостолов, жизнь Ангелов, венец святых» (Кн. «О девстве» Хр. Чт., 1833г., ч. З).

«Два пути в жизни относительно сего предмета», говорит тот же святитель в послании к Аммуну монаху. «Един обыкновенный и житейский, т. е. брак; другой же ангельский и коего нет превосходнее, т. е. девство. Аще кто избрал мирский путь, т. е. брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод три десяти-кратый; аще же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточае и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный» (Из «Посл. Афанасия Великого к Аммуну монаху»).

IV. Св. Кирилл Иерусалимский: «Неизвестна нам будущая слава чистоты (девства): ибо она есть ангельский венец и добродетель выше человека. Сохраним же тело, имеющее просиять, как солнце» («Огласит. поуч.» 12).

V. Св. Златоуст говорит: «Девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых человеков больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияния, блистательнейшие самых солнечных лучей, и отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благовонием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и близ него стоящих: так и благовоние девственной души, напояя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель» («О девстве», гл. 7, 10, 17, 21, 63). VI. «Целомудрие и кротость – херувим души», говорит пр. Нил («Духов. мнения», § 18. «Хр. Чт.», 1827 г., ч. 27). – Девство преимущественно делает душу храмом Св. Духа (1Кор. 3:16, 17, 6:19).

VI. Св. Василий Великий говорит: «Дева есть невеста Христова и сосуд святый, посвяшенный Богу. Девою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочетшая житие в освящении» (Прав. 18.). «Но дарование девства, – говорит тот же святитель, – заключает в себе не то одно, чтобы воздержаться от деторождения, но весь образ жизни, и самая жизнь, и нравы должны быть девственны, во всяком занятии безбрачного показывая нерастленность. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностию в пище и питии преступить законы целомудрие» (в 1 слове о подвижничестве).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle