О таинстве брака
14. Девство, брак и вдовство
(Из поучения св. Амфилохия Иконийского в праздник Сретения Господня) Многие из великих людей прославляют девство. И в самом деле, оно достойно похвалы. Оно не причастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнях родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт. 3:16).
Однако и «брак честен» (Евр. 13:4) превосходит всякий земной дар, как плодовитое дерево, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделыватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: «Се, аз и дети, яже ми даде Бог» (Ис. 6:18). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства?
Говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Славно девство, но девство истинное; потому что и в девстве есть различие. Одни девы воздремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный; поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его.
Почтенно и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее победу в подвиге целомудрия, вдовство честное, чистое, беспорочное. Такова была представленная нам словом Божиим Анна пророчица, дожившая до глубокой старости и как орел обновившаяся юностию. Потому что в праздник Сретения Господня вы слышали повествование евангелиста: «И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова; сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвами служаще день и нощь» (Лк. 2:36, 37).
Св. Анна – венец вдовицам; жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовством она украшалась как диадемою царскою; дряхлея телом, крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростию; согбенная старостию, бодра была познанием; увядая от многолетия, цвела боговедением; постилась, а не пресыщалась; молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном... Вы слышали, что сказал о ней евангелист: "И та, т. е. Анна, исповедавшеся Господеви, и глаголаше о нем всем чающим избавления во Иерусалиме» (Лк. 2:38). Видишь ли величие Анны?
Не оставь, возлюбленный, слов Анны без внимания. Возвещай всем могущество Господа Иисуса!..295 («Воскресн. Чт.» 1884 г., № 6).
* * *
Примеч. Критическое замечание об учении беспоповцев о таинстве брака. По мнению беспоповцев брак есть таинство, хотя и «потребное ко спасению», но не настолько, чтобы без него нельзя было спастись. Поэтому на первых порах они учили, что по нужде, за неимением законного совершителя, можно обойтись без этого таинства. Но с течением времени некоторые из беспоповских наставников стали доказывать необходимость брака в церкви Христовой, при чем утверждали, что для совершения его нет нужды в священнике. Многие из беспоповцев приняли это учение, а другие нет. Таким образом беспоповцы разделились на две половины: одни из них не имеют таинства брака, а другие имеют так называемые бессвященнословные браки, заключенные по взаимному согласию брачущихся и благословению родителей при особом чине, совершаемом наставником – мирянином. Из рассмотрения полемики между теми и другими видно, что ни та, ни другая сторона доказать правоту не может: в одном права одна сторона, в другом – другая и примирение между ними на почве беспоповства невозможно. Действительно, а) неимение брака, или, что тоже, требование всеобщего девства вело и ведет к нарушению целомудрия и противоречит духу учения Христова, где девство узаконяется и похваляется как высший подвиг для избранных, а не как всеобщее требование. Не вси вмещают словесе сего, но им же дано есть, сказал Спаситель. Могий вместити да вместит (Мф. XIX, 11–12, зач. 78). При всеобщем безбрачии не могло бы быть естественного распространения рода человеческого, согласно повелению Господа: раститеся и множитеся и наполняйте землю (Быт. I, 28), равно как распространения и поддержания церкви Божией на земле. Супружества или законного брака тайна от Христа Бога установлена есть, говорится в «Кормчей», «во умножение рода человеческого, и в воспитание чад к славе Божией»... (л. 521). «Брак есть помощь смертну и восполнение недостатку», говорит блаж. Феофилакт. Значит, доколе будет существовать смерть, дотоле должен быть и брак. Б виду столь важного значения брака, слово Божие и правила церковные строго осуждают порицающих законный брак. Честна женитва во всех и ложе нескверно, говорит ап. Павел (Евр. зач. 333). „Аще кто законный брак порокует, да будет проклят» (1 пр. Ганир. соб. сн. 4 пр. того же собора и толк. на 51 пр. св. апост.); б) Допущение брака так называемого бессвященнословного или, что тоже, предоставление права совершать таинство брака лицу неосвященному есть дело произвольное и противоречить слову Божию и учению отцов и учителей церкви. Слово Божие одних апостолов называет строителями таин Божииих (Крф. зач. 130). Св. Игнатий Богоносец писал: подобает женящимся и посягающим с волею епископа сочетоватися, да брак будет о Господе» (Посл. к Поликарпу л. 44). Св. Златоуст, поясняя слова ап. Павла о браке: тайна сия велика есть, говорят: „по истине это великое таинство, заключающее в себе сокровенную мудрость. Посему брачися с целомудрием, точию в церкви« (Бес. 20 на посл. к Ефес., в Маргар. в сл. „О еже предста царица» л. 537 на об.). Согласно этому учат и уважаемые раскольниками старопечатные книги. „Достояние (устроение) брака... бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякие пакости и благословением священническими», говорит „М. Катехизис» (л. 45 об.). Сообразно с этим учением и действовали пастыри церкви. Так св. Савва Сербский посылал сыскивать тех, которые жила с женами без церковного благословения и венчать их (Житие свят. Саввы Серб. в библ. каз. акад. № 1381). Российский митрополит Иоанн (XI в.) заповедовал налагать епитинию на тех, которые вступали в брак „кроме Божественной церкви и благословения“. Считая законным совершителем брака только священника, церковь учат, что „вся прочая супружества, яже не с благословением церковным... сие есть, не от епископа или от тоя парохии священника, венчанием при двух или трех поне свидетелех совершаемая не по соборному установлению и святых отец учению, незаконна, паче же беззаконна и ничтоже суть» (Кормч. л. 522, сн. также л. 336). Итак, из сказанного видно, что всякий христианский брак должен быть благословляем епископом или священником. Беспоповцы с таким выводом не соглашаются, а утверждают, что брак можно совершать и мирянину. В защиту такого взгляда они приводят различные доказательства. Во-1-х, говорят они, закон о заключени брака в церкви посредством священнического благословения начал существовать только с одиннадцатого века, именно со времени греческого царя Алексея Комнена, который дал такой закон. До него же, а часто и после него, браки заключались не в церкви. Закон, обязывающий всех христиан вступать в брачное сожительство посредством священнического благословения в церкви, в первый раз дан, действительно, императором Алексеем Комненом. Св. церковь, и прежде царствования Алексея Комнена, всегда смотрела на христианский брак, как на таинство, и для совершения его признала необходимым священническое благословение. Правда, до времени Алексея Коннена в христианстве церковный закон о браках часто нарушался, особенно потому, что за такое нарушение виновный не подвергался преследованию со стороны гражданских законов; но нарушение правила не доказывает того, что нет самого правила. В настоящее время ест закон, повелевающий вступать в брачное сожительство посредством церковного благословения, я нарушители его не оставляются без наказания; но и теперь есть лица, преступающие этот закон. Значит ли это, что в настоящее время означенный закон не существует? Очевидно, нет (м. Григорий). Во-2-х, беспоповцы говорят: сущность брака состоит не в венчании, а в изъявлении чистой и сердечной любви друг к другу, обета в общее и нераздельное сожитие, как и «Великий Катехизис» говорит: брак ест тайна, ею же жених и невеста от чистой любве своей в сердце своем усердно себе изволят, и согласие между собою и обет сотворят» (л. 381). Для чего же тут священник? Изъявление добровольного взаимного обета жениха и невесты вступить в брачное сожитие признается в христианском браке действительно существенным условием его, но вместе с тем столь же существенным условием считается и священническое благословение, как об этом ясно говорит «Малый Катехизис» в статье о тайне брака (л. 37 об.). Впрочем, это так должно разуметь и по учению «Большего Катехизиса», потому что в нем ясно сказано: „таин церковных никто же может строити, разве святителей хиротонисанных, им же дана есть власть от Господа» (л. 358). Это же ясно видим из слов непосредственно следующих за вышеозначенными словами того же Катехизиса, именно: «брак есть сопряжение мужа и жены по законному чину, т. е. до согласию их между собою и обету по благословению Божию, в сожитие нераздельное, иже от Бога приемлют особне сию благодать, дабы дети добре и христиански родили и воспитали, и да соблюдутся от мерзостного греха и невоздержания» (л. 391). Без сего благословения, дающие друг другу упомянутый обет, не получали бы благодатной силы соблюсти свой обет, а особенно благодатной силы рождать и воспитывать детей так, чтобы они впоследствии сделались достойными царствия Божия. А благословение Божие может подать только лицо освященное (м. Григор.). Таким образом все доказательства беспоповцев, приводимые ими в защиту своих бессвященнословных браков, оказываются несостоятельными. Значит, у них нет таинства брака. Не имея же этого таинства, необходимо потребного церкви для ее исполнения, для благословенного продолжения рода человеческого и для сохранения целомудрия, отвергая даже нужду его и требуя от всех девственной жизни и открывая тем широкую дверь для общего разврата, беспоповцы ни в каком случае не могут называть себя церковию Христовою, которая, как мы знаем, имеет все седнь таин. (Иванов. Крит. разб., стр. 349 – 418; м. Григ. Ист. древ. христ. церкви, ч. 1, стр. 193 – 205; Павла архин. Собр. соч., ч. 2, стр. 114 – 116; 183 – 184: сн. „Руководство по обличению русск. раскола»... Изд. 2, К. Плотникова, стр. 284 – 289).