Источник

Часть 1, Глава 5Часть 1, Глава 7

Предварительные катехизические понятия

6. Святоотеческие изречения о необходимости добрых дел при правой вере

I. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание о том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо ежели мы с верою не соединим достойной жизни, то подвергнемся жесточайшему наказанию... И Сам Христос в Евангелии подтвердил то же, когда сказал, что некоторые люди, изгонявшие бесов и пророчествовавшие, осуждены будут на казнь. Да и все притчи Его, как-то: притча о девах, о неводе, о тернии, о древе, не приносящем плода, требуют, чтобы мы были добродетельны на деле. О догматах Господь редко рассуждает (ибо верить оным не трудно), но о жизни добродетельной очень часто, или лучше сказать, всегда: ибо на поприще оной предстоит всегдашняя брань, а посему и труд. И что говорю о совершенном пренебрежении добродетели? Даже нерадение о малейшей части оной подвергает великим бедствиям. Так небрежение о подаянии милостыни ввергает небрегущего о сем в геенну... Я еще гораздо более скажу: не только пренебрежение одной какой либо добродетели заключает для нас небо, но хотя бы мы и исполнили оную, но не с должным тщанием и ревностию, и сие производит такие же следствия» («Беседа на Евангелие от Матфея» LХІV, стр. 102, 103, 104). «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение тела (Господня), ни приобщение крови и ни что другое из таковых не возможет принести нам пользы, если мы не будем иметь жизни правой и дивной, и чистой от всякого греха». «Вера без дел есть, так сказать, один призрак без жизни» (In. II Тit. homil. VІII, n. I).

II. Бл. Феодорит: «Вера для спасения недостаточна, но необходимы и дела для совершенства» (In. Ехоd. quaest. LХІІІ; in Рs. ХLVIII, I); «Нам нужна не одна вера, но добрая деятельность» (In Рs. ХСVІ, 9). «Главизна и истинное основание добрых дел есть познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других членах тела» (In Rom. IV).

III. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Образ Богопочтения заключается в сих двух принадлежностях: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. – Ибо, что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы – быть так, как должно, воздержну, и нечестиво богохульствовать? Посему познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение» (Кирилл Иерус. «Огл. поуч.» IV, п. 2, в русск. пер., стр. 58).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle