Источник

Часть 1, Глава 4Часть 1, Глава 6

Предварительные катехизические понятия

5. Необходимость добрых дел для спасения человека

Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела. «От дел оправдается человек, а не от веры единой» (Иак. 2:24), Под добрыми делами разумеются нравственные действия человека, оправданного в Иисусе Христе, плоды любви, водимой верою в Иисуса Христа и совершаемой для Иисуса Христа. Добрых дел требует от верующих Господь Иисус Христос. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16, 7:19, 25:27). И апостолы свидетельствуют: «яко ходити вам достойне Богу во всяком угождении, [и] всяком деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии» (Кол. 1:10), «да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел» (Евр. 10:24; 1Кор.15:28; Тим. 6:12; Тит. 2:11 и след.; Евр. 6:10, 12, 14).

На суде Божием будет оправдание не по вере только, но и по делам каждого. «Тогда воздаст комуждо по деяниям его» (Мф. 16:27 и сл.; Мф. 25:34; Рим. 2:6; Еф. 6:8; 1Пет. 1:17; 2Кор. 5:10, 9:6; Гал. 6:6, 9). Те, которые не делают добрых дел, будут осуждены, а исполнившие закон Божий получат вечное блаженство. «Иже воздаст коемуждо по делом его: овым убо, но терпению дела благого, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный: а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:6–8).

Добрым делам человека Господь Бог, по Своей милости, дарует достоинство заслуги и в награду за них вечную жизнь. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12). Таким образом Бог увенчивает Свои дары в угодивших Ему и то, что совершается действием благодати Его, усвояет людям и за сие награждает их (2Тим. 3:8, 4:7; 1Кор. 9:24, 3:8, 15:41).

«Когда благодать, сообщенная человеку, – говорит св. Ефрем Сирин, – собственным его старанием обращается на произведение святых и благих дел, то сии дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усвояются тому, чрез кого они видимо производятся, так как бы он производил их своими силами». Допуская, что дела праведных имеют цену заслуги, мы не унижаем заслуг ходатая нашего Иисуса Христа. Ибо все заслуги людей получают значение от Его же заслуг. Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать потому, что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его.

О необходимости добрых дел и святой жизни для спасения св. Златоуст учит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ни что другое из таковых не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха» (На слова ап. Павла: «не хощу неведети»).

Патриархи восточные учат: «Веруем, что человек оправдывается не просто одною верую, но верою, споспешествуемою любовью, т. е. чрез веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе: ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, – что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною, и могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он сделал с телом своим» («Посл. вост. патр. о прав. вер.» гл. 13, сл. гл. 9).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle