Источник

Часть 1, Глава 16Часть 1, Глава 18

Предварительные катехизические понятия

17. Необходимость веры в учении о христианской религии

Так как главный предмет катехизического учения есть Бог невидимый и непостижимый и премудрость Божия в тайне сокровенная, то естественно, что многие части столь возвышенного учения не могут быть обняты знанием разума, но могут быть приняты только верою. Обнять предмет знанием разума, или что тоже, познать его, значит обнять его своим умом со всех сторон, но Бог есть существо неограниченное и притом невидимое для нас в настоящем нашем состоянии, следовательно Он выше нашего ограниченного разумения. Таково божество само в себе, таково же оно и в творении и во всех делах своих, или, как говорит Катехизис, такова и «премудрость Божия в тайне сокровенная». И всякое дело «Божией премудрости», каждое Божие создание, и все Божие домостроительство нашего спасения равно недоступны во всей полноте для нашего ума. «Кто... разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть?» восклицает св. ап. Павел (Рим. 11:34). Так высший духовный мир, или Ангелы, душа наша и видимый мир в отношении к его сущности и назначению, превышают наше естественное разумение. Еще менее известны нам пути Божественного Провидения и все дела Божии, касающиеся искупления и спасения согрешившего человечества: о бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! – восклицает св. ап. Павел, говоря о домостроительстве нашего спасения. «Как непостижимы судьбы Его и неиcследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Если же в учении благочестия, или, что тоже, в учении нашей религии многие части сего учения выходят из пределов постижимости и вообще не подлежат нашему опытному наблюдению, то понятно само собою, что они не могут быть предметом нашего знания, которое, как мы видели, имеет дело с вещами видимыми и постижимыми, подлежащими непосредственному наблюдению нашему; но должны и могут быть приняты только верою, т. е. первым источником наших познаний.

Но не только вера необходима в познании предметов духовных, она безусловно необходима и в опытных науках и в обыкновенной человеческой жизни. Верою поддерживается наука, основывающаяся на опытах предшествующих, увеличиваются знания свидетельствами других. Возьмем историю народов, где, по необходимости, должны полагаться на выводы и свидетельства других; даже опытные науки основываются на вере, сообщающей вывод чужих исследований. Вся жизнь человека основывается на вере, которая даже предшествует знанию. «Таков естественный порядок, – говорит блаж. Августин, – что когда мы чему-нибудь учимся, то всегда впереди идет авторитет (вера), а за ним уже следует внутреннее убеждение». Поэтому то св. Кирилл Иерусалимский и говорит: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие; ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам, и имеют при себе только веру, которая надежнее для них всякого якоря» (Огласит. поуч. 5. См. «Уроки по предмету правосл. катехизиса». Ч. 1, епископа Александра Можайского).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle