Источник

Часть 1, Глава 13Часть 1, Глава 15

Предварительные катехизические понятия

14. Несколько примеров силы веры

I. На требование поклониться богам, св. священномученик Власий отвечал своему мучителю: «Мучь тело мое, как хочешь, в твоей власти это; над душою же моею властен Бог». – «А если я брошу тебя в озеро, спасет ли тебя твой Христос?», спросил мучитель, – «Я верю и надеюсь, – отвечал исповедник, – что Иисус Христос, Бог мой, окажет мне Свою дивную помощь и на водах». Правитель велел бросить св. Власия в озеро. Но он пошел по воде, как по суше. Дошедши до средины озера, он сказал стоявшим на берегу воинам: «Покажите теперь и вы силу богов своих и идите сюда». 68 воинов призвали своих богов и бросились в озеро, но все потонули. Считая виновником их смерти Власия, правитель приказал усекнуть его мечем. («Чет.-Мин.» февр. 11).

II. «Рассказывают, – повествует церковный историк Ермий Созомен, – что, когда какой-то среди языческих мудрецов тщеславился своим искусством слова и насмехался над священниками, – один простой старец, из числа тех, которые прославились исповеданиями (т. е. мученичеством за Иисуса Христа), не перенес его гордости. Чуждый всяких тонкостей и хитростей, он захотел вступить с ним в беседу. Людей дерзких, знавших исповедника, такая решимость расположила к смеху, а в скромных возбудила опасение, как бы этот старец пред мужем искусным в слове не показался смешным. Однако ж, когда позволили ему говорить, что хочет, – ибо такому мужу долго прекословить не смели, – он сказал: «Во имя Иисуса Христа, послушай, философ: Един есть Бог, Создатель неба и земли, всего видимого и невидимого, сотворивший все это силою Слова и утвердивший освящением Святого Своего Духа. Это то Слово, – продолжал он, – которое мы называем Сыном Божиим, сжалившись над заблуждением и скотскою жизнию людей, восхотело родиться от Девы, обращаться с людьми и умереть за них. Оно и еще придет судить, что каждый сделал в своей жизни. В истину этого мы бесхитростно веруем. Посему не трудись напрасно отыскивать доказательства на то, что совершается верою, и способы, которыми это могло быть, или не быть; но отвечай на вопрос: веруешь ли ты?» – Пораженный этим философ сказал: «Верую», – и исповедав благодарность за свое поражение, начал мыслить согласно со старцем, да и тех, которые прежде имели одинаковое с ним направление, расположил к единомудрствованию, клятвенно утверждая, что он переменился не без воли Божией, но обращен к христианству какою-то несказанною силою. Говорят, что подобное этому чуду совершено было и Александром, управлявшим церковию константинопольскою. Когда император Константин прибыл в Византию, некоторые философы пришли к нему с укоризнами, что он верует не так, как надобно, и делает нововведения относительно веры, устанавливая в государстве новое Богопочтение, вопреки узаконенному его предками и всеми управителями, какие когда-либо были над греками и римлянами, – и просили позволения побеседовать о вере с еп. Александром. Александр, как муж высокой добродетели, вероятно главным делом почитавший непорочную жизнь, хотя и никогда не упражнялся в подобной словесной борьбе, однако ж, по повелению царя, принял подвиг. Когда философы сошлись и хотели было все разговаривать, епископ потребовал, чтобы они избрали одного, кого им угодно, и чтобы другие во время беседы хранили молчание. Этот один только что начал свою речь, Александр сказал ему: «Во имя Иисуса Христа повелеваю тебе не говорить», – и у человека вдруг связались уста; он замолк. (Нет сомнения, что это чудо произвело сильное и глубокое впечатление на всех) (Из «Церк. ист.» Ермия Созомена, изд. 1851 г., стр. 65–7).

III. Господь сказал: «аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюда тамо, и прейдет» (Мф. 17:20). «Знамения... веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужные руки возложат, и здравы будут» (Мк. 16:17, 18). Читаем историю жизни святых и видим, что все это оправдано самым делом. «Речете горе сей: прейди отсюду тамо... прейдет» (Мф. 17:20): и действительно, горы двигались по молитвенному слову преп. Марка и св. Григория, епископа Неокессарийского (Чет.-Мин. апр. 5 и нояб. 17). «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16:17), – и бесы не только изгоняемы были святыми, но даже служили им («Чет.-Мин.» авг. 10). «Языки возглаголют новы»: преп. Пахомий не знал греческого языка, но помолился и стал понимать инока грека, пришедшего посетить его, и отвечать ему на греческом языке (Там же мая 15); а преп. Ор читал, не учившись читать («Чет.-Мин.» авг. 7). «Змия возмут» (Мк. 16:18): св. мученица Ирина брошена была в ров, наполненный змиями; но не только ничего не потерпела от них, напротив, они издохли от одного ее присутствия во рве («Чет.-Мин.» мая 5). «Аще что и смертно испиют, не вредит их»: св. мученик Михаил, по приказанию мучителя, выпил яд и остался цел, тогда как тот же яд, выпитый одним преступником, осужденным на смертную казнь, тотчас лишил его жизни («Чет.-Мин.» июня 9). «На недужные руки возложат, и здрави будут»: Пафнутий Боровский устроял церковь; один иконописец, по имени Дионисий, работавший для этой церкви, сильно занемог ногами и должен был оставить работу; но св. Пафнутий только сказал ему: «Примись-ка, Дионисий, за дело: Бог тебя благословит; Матерь Божия даст тебе здоровье», и больной Дионисий тотчас же принялся за работу, и его болезни как не бывало («Чет.-Мин.» мая 5).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle