Девятый член Символа веры
38. Учение церкви о молитвенном призывании святых
I. Святой 7-й вселенский собор, Никейский, бывший в царствование Константина и Ирины, против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал: «Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве пренепорочные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Такожде святых Ангел и всех святых почитающе и святые их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем. Тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение, купно со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
II. Св. Карфагенский поместный собор в 46 прав. говорит: «Страсти св. мученик, в память их, достойно есть почитать».
III. «Мы призываем святых, – пишется в «Православном исповедании восточной церкви», – в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою; но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни своей) молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На сие ответствуем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и услышать по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их, – и испрашиваем чрез них помощь у Бога... Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» («Прав. испов. в. ц.» ч. III. Отв. на вопр. 52-й).