Четвертый член Символа веры
19. Чудесные явления креста на небе
I. Явление знамения креста Христова Неанию, впоследствии св. великомуч. Прокопию. Неаний состоял на службе у Римского императора Диоклитиана, известнаго жестокого гонителя христиан. Диоклитиан, сделав его воеводою, послал с отрядом войска в Александрию, приказав ему преследовать, мучить и убивать там христиан, а имения их отбирать в царскую казну. На пути близ Агамии Сирской, в третьем часу ночи сделалось вдруг землетрясение, блистание молний и страшный гром, так что от страха сделались все, как бы мертвыми. А сам воевода услышал голос, говорящий ему: «Неаний, куда ты идешь и на кого восстаешь?» Он же в страхе отвечал, говоря: «Послан я царем в Александрию убивать всех верующих в Распятого». И снова сказал ему голос: «О Неаний, и ты ли идешь на Меня?» Неаний сказал: «Кто Ты, Господи, ибо я не могу узнать Тебя?» Когда он произнес это, явился на воздухе пресветлый крест, как бы кристальный, и от этого креста был слышан голос, говорящий: «Я – Иисус, распятый, Сын Божий». Неаний в трепете сказал: «Если Ты воистину Сын Божий, то как могли жиды наругаться над Тобою, распять и умертвить тебя?» И сказал ему голос от креста: «Ради рода человеческого я подъял сие добровольно, дабы избавить грешников от власти диавола, взыскать погибших и оживотворить мертвых, и если бы Я не был Сын Божий, то как бы мог быть живым по смерти и говорить с тобою?» С сими словами крест взошел на небо, и тотчас был голос с высоты: «Сим знамением, которое видели, побеждай врагов, и мир Мой будет с тобою». Таким образом Неаний, как некогда Савл, на пути из гонителя христиан соделан был орудием прославления имени Христова («Чет.-Мин.» 8 июля).
II. Явление на небе креста в Иерусалиме. При архиепископе иерусалимском Кирилле, в 351 году, 7 мая, пред праздником пятидесятницы, в обличение заблуждающихся и неверных и ради утверждения верующих произошло явление в Иерусалиме на небе честного креста Господня. Вот как говорит об этом, как очевидец, святой Кирилл в письме к императору Констанцию (337–361): «7 мая, около третьего часа дня (т. е. в девятом часу утра), явился на небе весьма большой крест, составившийся из света и протяженный над св. Голгофою до святой горы Елеонской. Не один или только двое видели его, но весьма явственно виден был он всему населению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновалось сие видение, но в продолжение многих часов. Крест очевидным образом зрим был над землею, молниеносным сиянием превосходящий лучи солнечные. Все народонаселение города, объятое страхом и, вместе, радостию от сего боговидения, тотчас собралось в святую церковь – и юные и старцы, мужи и жены, люди всякого возраста, даже самые девы, начавшие уже таиться внутри домов, жители города и пришельцы христиане, и из других мест прибывшие язычники. – Все единодушно, как бы едиными устами, прославляли чудодействующего Христа Иисуса Господа нашего, Сына Божия Единородного на самом дел и опытно уразумев, что благочестивейшее христианское учение состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2:4); не человеками только возвещается, но Самим Богом свидетельствуется с небес». О действительности сего события подтверждают многие писатели церковные и, между прочим, Созомен (умерший между 446–450 годами). Крест занимал на небе протяжение около двух верст («Чет.-Мин.» май).