Вторая заповедь блаженства
«Блажени плачущии, яко тии утешатся»
Поучение 1-e. Объяснение второй заповеди блаженства
1. Начав с того, с чего преимущественно и начать надлежало, т.е. с заповеди о смирении, Спаситель переходит к другой заповеди, которая, кажется, противоречит мнению целой вселенной. Ибо, тогда как все почитают радующихся блаженными, а плачущих несчастными, Он вместо первых называет блаженными последних, говоря: «блажени плачущии».
2. Но каких плачущих Господь ублажает? И в чем состоит их утешение?
а) Плач и сетование у людей происходят от различных причин. Плачет богатый, когда лишается своих сокровищ. Сетует честолюбец, когда обходят его почестью. Сокрушается преданный удовольствиям и утехам мира, когда они отнимаются у него. Скорбит завистливый, когда видит счастье ближнего своего. Воздыхает злобный, когда не может отомстить врагу своему. Но не таких плачущих ублажает Спаситель. Нет, плачущие и воздыхающие о предметах земных не только не заслуживают ублажения, но еще достойны осуждения. Ибо плач людей о предметах земных ясно показывает, что эти люди прикованы к земле всем существом своим, не знают иных благ, кроме благ земных, иных нужд, кроме нужд плоти, – они далеки от жизни Божией, от жизни святой, истинно-христианской. Притом, плачущие о предметах земных, если не находят для себя утешения, неизбежно предаются унынию, малодушию, даже отчаянию; а при таком состоянии духа люди неспособны бывают ни к чему доброму и, доколи остаются в этом состоянии, они как бы мертвы душой.
аа) Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предметом наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богоподобную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом.
Об этой-то потере высоких совершенств души своей и блаженного единения нашего с Богом, – о грехах своих мы должны плакать день и ночь. Эти-то плачущие и ублажаются Спасителем в словах: «блажени плачущии». «Печаль по Бозе, – говорит святой апостол, – соделывает в нас покаяние во спасение» (2Кор. 7, 10). Действительно, печаль о грехах весьма спасительна для нас, ибо, происходя из сознания нашей греховности перед Богом, она располагает нас к истинному покаянию; слезы умиления омывают наше сердце от скверн греха; вопль сокрушенного сердцем проникает в небеса и низводит на нас благодать Духа Святаго, возвращающую душам нашим ту чистоту и невинность, с которой мы вышли из купели крещения, а с возвращением невинности возвращается нам и блаженство наше: «блажени плачущии».
бб) По заповеди Господа, мы должны любить ближних, как самих себя. А кто истинно любит ближних, тот, видя, как они, впадая в грехи, омрачают свою душу и явно устремляются к вечной погибели, не может не скорбеть о них. Вот другой вид плача, ублажаемого Спасителем. Так скорбел Моисей, когда израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились златому тельцу (Исх. 32, 31). Так плакал о нечестии и пленении Иерусалима пророк Иеремия (Плач 1, 28). Так скорбел о неверии иудеев святой апостол Павел (Рим. 9, 2–3). Так плакал Сам Иисус Христос во время торжественного входа Своего в Иерусалим, провидя разрушение этого беззаконного города: «яко приближися (Иисус), видя град, плакася о нем» (Лк. 19,41).
вв) Но есть еще вид святого плача, свойственный людям, пламенеющим любовью к Богу и от преизбытка ее желающим скорее соединиться с ним навеки. Эти люди сетуют о продолжении странствования своего на земле и воздыхают о небесном своем отечестве. «О сем воздыхаем, – говорит святой апостол Павел, – в жилище наше небесное облещися желающе, благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу» (2Кор. 5, 2–8). И еще: «желание имамы разрешитися от тела и со Христом быти» (Флп. 1, 23). Вот те плачущие, которых Иисус Христос называет блаженными!» (См. «Духовн. бесед.», 1871 г.)
б) Какая же награда назначается плачущим? «Яко тии утешатся.» Где утешатся? И здесь – на земле, и там – на небе. Омывая слезами грехи свои, они примиряются и со своей совестью, и с Богом: совесть перестает упрекать их и возмущать покой душевный; и Отец небесный утешает чад Своих, изливая в сердца их любовь Свою Духом Своим (Рим. 5,5) и даруя им несомненную надежду на вечную радость, когда Иисус Христос «отымет всяку слезу от очию их» (Апок. 21, 4), когда отбежит от них всякая печаль и воздыхание, когда веселье и радость вечная почиет над головой их (Ис. 35, 10). Когда же утешает людей Сам Бог, тогда и тысячи скорбей не могут отнять у них радости.
Такая высокая награда обещана плачущим не потому, чтобы самый плач заслуживал того, но по человеколюбию Божию, т.е. награда обещана от Бога не по важности действия, но по любви Его к людям. Ибо плачущие оплакивают грехи свои, а для таких людей довольно только получить прощение. Но так как Иисус Христос безмерно человеколюбив, то Он и не ограничивает награды отменой наказания, но еще дает таким людям блаженство – великое утешение на земле и еще большее на небе.
3. Таково, братие мои, то глубокое и вместе для всех истинных христиан, оплакивающих грехи свои, утешительное учение, которое заключается во второй заповеди блаженства. (Сост. по указ. источ. священника Гр. Дьяченко).
Поучение 2-e. О чем истинный христианин должен плакать?
«Какие плачущие находятся на пути к блаженству?» – спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский. «Христос Спаситель, – говорит он, – ублажает «нищих» не просто, но нищих «духом» (Лк. 6, 21), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее говорит святой Матфей, «блажени алчущии и жаждущии правды» (Мф.5,6). Сообразно с этим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и гневят Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию». (См. Проп. Филарета, митрополита Московского.)
Из этого можно усмотреть и то, о чем должен плакать христианин.
а) Во-первых, плачь о том, что ты осквернил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Подумай, человек: Бог изобразил Себя в тебе, как солнце изображается в капле воды, ты сделан как бы некоторым богом на земле, как сказано: «аз рех: бозы есте и сынове Вышняго eси» (Пс. 81, 6), а ты ежедневно бросаешь в грязь, окаляешь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержанием и пьянством и прочими страстями, и через то крайне прогневляешь своего Творца и раздражаешь Его долготерпение. Достойно и праведно плакать об этом день и ночь. Плачь же!
б) Во-вторых, плачь о том, что ты носишь только имя христианина, а обетов, обязательств христианина, данных при крещении, не исполняешь и живешь, как язычник, прилепился к земле и не думаешь о небе и о тамошней жизни, не имеющей конца, что, бывши столь долгое время христианином, духа Христова доселе не имеешь, не сообразуешься Ему нимало, не подражаешь житию Его; что еще не вселился в тебя Христос верой и не вообразился в тебе, что ныне сделался еще новой тварью, не облекся во Христа, по писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
в) В-третьих, плачь о том, что сердце твое непрестанно порывается делать все противное Господу; плачь о его злой наклонности, нераскаянности, неисправлении. Столько молимся, каемся, читаем, поем, столько причащаемся святых животворящих Тайн, которые могут и каменное сердце превратить и сделать мягким, как воск, и не изменяемся к лучшему по нерадению. О окаянство! О злоба! О растление сердца! О гордость! О земные пристрастия! О лесть сластолюбия и сребролюбия! Итак, плачь о том, что ты хотя и каешься, и молишься, но не приносишь Богу плодов достойных покаяния, плодов веры и любви, плода кротости и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и проч.
г) Плачь внутренним плачем, когда ощущаешь прилив к сердцу нечистых помыслов; плачь, когда будет увлекать тебя гордость, злоба, зависть, жадность, скупость; плачь и молись, когда к врагу своему будешь чувствовать вражду, а не любовь, ибо сказано: «любите враги ваша и добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44); плачь перед Богом внутренним плачем сердца, когда будет увлекать тебя страсть пьянства, сребролюбия и любостяжания, когда противление и непослушание к родителям или к начальникам и к старшим будет смущать и увлекать тебя; плачь при чувстве бедности и окаянства нашей природы, при мысли о безчисленных благодеяниях к нам Творца и о нашей неблагодарности к Нему.
Да будут твои слезы орудием против всякого греха: и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, протянет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь страстей и низведет в сердце росу благодати.
д) Плачь о своих грехах, плачь и о людских; плачь о том, что еще многие народы не познали истинного Бога и Господа Иисуса Христа и находятся во тьме язычества, поклоняются тварям, вместо Творца; плачь о неправде, господствующей на земле, от которой страдают все «хотящие благочестно жити о Христе Иисусе» (2Тим. 3,12); плачь о насилиях и притеснениях богачей и сильных мира этого, о нищете и безпомощности бедных; плачь о том, что иссякла у многих любовь христианская и на месте ее воцарилось самолюбие, сластолюбие и плотоугодие во всех видах; о том, что многие христиане низвергаются с высоты искупления и не уважают ни церкви, ни таинств, ни учения ее.
Скажешь: «Что пользы в моих слезах?» Ты этим исполнишь заповедь апостола – «плакать с плачущими» (Рим. 12, 15); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. И та польза, что ты в награду за слезы получишь утешение от Бога и прощение грехов.
е) Еще о чем плакать должно? Еще должно плакать о неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь при мысли о страшном суде и последующей за ним вечной муке нечестивых; а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному грозному решению нашей участи, а иные еще дерзают отвергать истину будущего суда и геенны. (См. «Полн. собран. сочин.» прот. Иоанна Сергиева, т. I, с. 166–169.)
3. Братие – христиане! Много причин, самых святых есть для вашего христианского плача. Будем же воздыхать и плакать по заповеди Господа: «Блаженны плачущии, яко тии утешатся».
ПРИЛОЖЕНИЕ. К КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ ПОУЧЕНИЮ
Примеры покаянного плача и сердечного сокрушения о грехах.
1. Ученик святого апостола Петра, святой Климент, говорит, что святой Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспомнил свое отвержение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю, в горьком плаче проливая многие слезы, и так делал он в продолжении всей жизни своей. А церковный историк Никифор присовокупляет, что очи святого апостола от повседневного плача были всегда красны и как бы кровавы. Вот каково было Петрово покаяние! «А ты, надеющийся в один час оплакать все грехи свои, можешь ли так горько плакать, как плакал Петр?» – спрашивает святитель Димитрий Ростовский. «Можешь ли каждую ночь рыдать так, как рыдал он? В состоянии ли ты понести такие труды и подвиги, какие понес святой Петр ради Господа своего за свое отвержение, даже до распятия головой вниз на кресте? Итак, не полагайся на свое малое некое сокрушение сердечное, не уповай на слабый свой труд, на кратковременный подвиг: покажи покаяние перед Господом, соответствующее твоим великим грехам, и даже больше их, со многими слезами, и тогда, о грешниче, ожидай от Него милости!»
2. Один святой муж шел с учениками своими в город и, проходя мимо кладбища, увидел одну вдову, которая проливала горькие слезы над могилой… и, как ни утешали ее родные, окружавшие ее, она слушать никого не хотела. Она все, кажется, забыла, ничего не видела и не слышала: одно горе поглощало ее сердце и душу. Миновав ее, старец, обратившись к ученикам своим, сказал им: «Как убивается вдова эта на могиле этой, так нам надобно убиваться плачем о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чужой ей земле мира и похотей плотских». Сказав это, старец зарыдал и рыдал всю дорогу, пока пришли к тому месту, где надобно было скрыть слезы свои.
3. Рассказывают о преподобном Арсении Великом, что он, во все время своего подвижничества, сидя за работой, имел на груди своей платок, потому что слезы постоянно струились из очей его. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, сказал, прослезившись: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». («Достоп. сказания о подв. св. и блаж. отц.», 1846 г.)
4. О подвижнике Диоскоре рассказывают, что он постоянно плакал о себе. Ученик его, живший в другой кельи, приходя к старцу и заставая его плачущим, спрашивал его: «О чем ты, отец, плачешь?» Тот отвечал: «Плачу о грехах моих». «Но ты не знаешь за собой никаких грехов», – возражал ученик. «Ах! Сын мой, – сказал старец, – если бы я, к несчастью, дошел до того, чтобы мог видеть грехи мои, то не было бы довольно троих или четверых для меня помощников, чтобы достойно оплакивать их». (Там же, с. 83.)
5. Жил в обители преподобного Пахомия один инок, в мире бывший скоморохом, принятый и постриженный самим великим Пахомием. Сначала он оставил свое занятие, а потом, спустя несколько времени, опять стал возвращаться к своим прежним привычкам и снова стал творить свое скоморошество на соблазн новым братиям. Несколько раз вразумлял и увещевал его преподобный, чтобы он исправился и оставил свои прежние привычки, но не видя такого исправления, наконец, порешил выслать его из обители. Раскаялся тогда инок, оставил свое скоморошество и по молитве преподобного приобрел такое сокрушенное покаяние, что по все часы из очей его истекали слезы, как потоки, а потом достиг такого умиления сердечного, что плакал постоянно и никак не мог воздержаться от слез. Даже во время трапезы, когда братия просила его воздержаться от плача, он не мог преодолеть своих слез и отвечал: «Ей, хочу удержатися, но отнюдь не могу». «О чем ты плачешь? – спросила его раз братия. Нам стыдно и есть, смотря на тебя плачущего!» На это инок ответил им: «Как же вы хотите, братия моя, чтобы я не плакал, когда я вижу здесь мужей святых, мне грешному служащих, которых и праха ног я не достоин! Не должен ли я плакать, что мне, грешному скомороху, служат такие честные и богоугодные мужи! Плачу по вся дни, да не буду пожрен огнем, множества ради грехов моих». Сам преподобный Пахомий дивился такому его смиренному покаянию и умилению и говорил, что от самого построения обители он не видывал еще такого смирения и умиления, какое видит в этом брате.
6. Преподобный Пахомий Великий однажды, за некое слово укоризны, прогневался на брата Иоанна. И хотя по своей кротости и из уважения к старшему брату он не сделал возражения, однако затаил негодование в своем сердце. Но в следующую ночь Пахомий почувствовал и в этом поступке столько безобразия, что затворился в своей келье и начал плакать, в молитве исповедуясь Богу: «Горе мне, что я вопреки Твоих заповедей, Господи, возымел грех на моего брата, истину мне возвестившего! Еще в сердце моем есть лжемудрие плоти; столько времени обучаясь жить духовно, еще терзаюсь досадой; помилуй меня, Господи, да не погибну до конца; если благодать Твоя не утвердит меня, враг обрящет в сердце моем некоторую часть своих любимых деяний и меня, преступника Твоих законов, поработит воле своей. Горе мне! Хочу научить тех, которых Ты, Господь и Бог мой, обещал через меня призвать в иноческое житие; а сам не могу научиться побеждать свои страсти». Таким образом, блаженный Пахомий, вопия к Богу, пребыл в молитве до другого дня; слезами и потом он облиял землю, на которой стоял.