Источник

ДОЛГ И ВЕРА КАК ЕГО ИСТОЧНИК

После того как с верой в Бога мы узнали наш действительный долг, от нас требуется повиновение ради того, чтобы обеспечить исполнение обетования. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21), и «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Вера – это не просто какое-то знание, но непременный и настоятельный долг. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29), ибо ищу не Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:30), и «найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Из Откровения мы узнали о нашем происхождении и благодаря явлению Спасителя на деле убедились в боговидном характере нашей природы, а также в том, что Он извлек нас из бездны тления и смерти. После этого нам остается место уже не для поиска, но для абсолютного подчинения и зависимости. С их помощью Божественная благодать, которую мы утратили вместе с преслушанием и падением и которая вернулась с явлением нашего Спасителя, должна вернуть нас к равновесию, воскресению и жизни. И тогда Господь всем тем, кто примет Его, даст свободу «быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Не тем, кто только послушал Христа, но тем, «кто принял Его» (Ин. 1, 12), то есть поверил Ему, подражал Ему, возлюбил Его.

Бесчисленное воинство учеников Христовых, которое без колебания следует с тех времен до сегодняшнего дня за Священнейшим Образцом, строго соблюдает оба условия послушания. Благодаря этому они успешно продвигаются вперед, к награде, а истина Господня не перестает подтверждаться и теперь, а не только «во время оно». Два условия, о которых мы упоминаем в согласии с учением отцов, суть делание и созерцание.

В деятельной разновидности борьбы и брани каждый человек прежде всего противится страстям и навыкам, а в качестве противного им средства прибегает к возделыванию добродетелей. В постоянстве деятельного подвижничества находит свою полноту исповедание здравого состояния верного христианина, который отрекается во всем от диавола и сочетается со Христом10. Тогда, подобно доброй матери, Божественная благодать освобождает человека от древнего рабства закону искажения и вводит его в границы и смысл «нового человека», по Христу сотворенного (Еф. 4, 24). После этого человек становится «чистым сердцем» (Мф. 5, 8). Тогда свое служение завершает делание, и место его занимает созерцание. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), и не только «узрят», но и достигнут Его, насладятся Им и возвеселятся, и "никто не сможет взять у них радости их» (Ин. 16, 22).

Об этих-то обязанностях и пойдет речь в дальнейшем. Как творение началось с создания тела, так и в жизни – телесная деятельность всегда идет на первом месте. Вот почему и в страстной части души выступают на первый план чувственные грехи и страсти, которые обслуживаются чувствами, поддерживающими наше биологическое существование. Там, где наличествуют «пропитание и одежда» (1Тим. 6, 8) и все, что, согласно Павлу, связано с поддержанием жизни, – чувства, угнетаемые противоестественным влечением, склоняются перед злоупотреблениями. Таким образом формируются страсти и «противоестественные» состояния. В них заключается извращение, «ветхий человек» (Рим. 6, 6), «тело смерти» (Рим. 7, 24).

В этом чудовищном искажении для себя находит зацепки «древний змий». Здесь Бог повелел ему влачить свое существование после обольщения первозданного человека. Именно таков переносный смысл изречения «будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14). Неусыпно следя за основными законами и требованиями нашего самосохранения, враг неустанно заставляет каждое физиологическое явление способствовать неумеренности или недостатку. Он нарушает всякое равновесие и порядок в нашей жизни, как частной, так и общественной, и подстрекает нас к отступлению от долга и восстанию против самих себя и против нашего Творца, Бога. Это состояние и оплакивает Павел, говорящий: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24). Итак, аскеза представляет собой нечто необходимое и отнюдь не является элементом несвободы.

Господь подчеркивает значение постоянной готовности, говоря: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк. 12, 35). Апостол Павел побуждает нас облечься во всеоружие благодати, как отчасти, так и полностью, дабы смогли мы противостоять в день битвы «и все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13).

Пример Господа нашего, Который после крещения вышел «в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4, 1), положил начало торжеству нашей смиренной природы над злом, грехом и смертью. С тех пор бесчисленное множество героев и подвижников презирают лукавого и его орудия воздействия, возвращая человеческую природу, согласно «совету предвечному», в объятия Отеческие.

* * *

10

См. последование Таинства Крещения.


Источник: Аскеза - матерь Освящения / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. Д.А. Поспелов]. - Москва : Храм Софии Премудрости Божией, 2005 (ППП Тип. Наука). - 99, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle