Часть третья. Явления душевной жизни человека после его телесной смерти.
Глава одиннадцатая. О втором пришествии И. Христа и страшном суде
1. Второе пришествие Христово
1) Пришествие Сына человеческого будет внезапно и поразительно: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого.
Пред открытием вечного царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце, и луне, и звёздах, и на земле туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. Абие же, в тые дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся.
Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – звёзды спадут, ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? – силы небесные подвигнутся, видя такую перемену977.
2) Все эти ужасные потрясения будут предвестием страшного и славного пришествия Сына человеческого: тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческого грядущего на oблaцеx небесных с силой и славой многой.
Знамение Сына человеческого, по согласному объяснению св. отцов, есть крест, который «первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов её, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки-Христа978. «Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно, для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его иудеи, увидев, восплакали»979, во исполнение слов древнего пророка: воззрят нань. Его же прободоша (Зах. 12:10). Крест приведёт им на память богоубийственное дело их и, обличив с непререкаемой силой упорное неверие их, сделает безответными на суде правды Божией980. Но восплачутся и все, которые проводили греховную и чувственную жизнь, мудрствовали земное (Кол. 3:2), «хотя бы то были и христиане»981. Впрочем, это же победное знамение – страх для врагов – принесёт «радость уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него»982.
3) О последнем всеобщем суде возвестит людям последняя (1Кор. 15:52) Божия труба (1Сол. 4:16), которая служит образом некоего особенного действия Божьего всемогущества, образом, заимствованным от обыкновения евреев созывать в собрание посредством трубных звуков (Лев. 25:9. Числ. 10:2. Суд. 3:27). Послет ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр – от конца земли до конца неба. Они соберут не только избранных, но также, по изречению Господню, сказанному прежде, вся соблазны и творящих беззаконие (Мф. 13:41), потому что, в воскресение мёртвых, ecu сущие во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5:28–29). Утешая Своих последователей, Господь присовокупил: начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше.
4) Что же касается до времени пришествия Сына человеческого на страшный суд, то, – продолжал Господь, о дни том и часе никто же весть, ни ангели небеснии, ни Сын, токмо Отец Мой един. В этих словах, хотя и прикровенно, Господь высказал Своим ученикам ту же самую мысль, которая ясно выражена Им впоследствии: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти (Деян. 1:7). По замечанию блаж. Феофилакта, «знает Он о дне и часе том как это ясно из многих других мест, да и как не знать Сыну этого дня, когда Он знает, что случится в будущем»983, или, по толкованию св. Афанасия Александрийского, «Сын во Отце и Отец в Сыне, Отец же знает день и час, то явствует, что и сущий во Отце Сын и ведущий, что во Отце, Сам знает день и час»984. Но, возбраняя даже и спрашивать о том, что не приносит нравственной пользы, Он указал на Своё незнание, которое, по объяснению св. отцов, нимало не противоречит всеведению Его. Св. Василий Великий говорит, что Господь, как второе лицо пресвятой Троицы, «первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу, и во всём указывает на первую причину985, т. е. «начало ведения в Сыне от Отца986. Св. Григорий Богослов относит незнание к человеческой природе И. Христа: «для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек»987. Также выражается и св. Афанасий Александрийский: «Господь поступает с учениками, по словам блаж. Феофилакта, как мудрый отец с нежно любимыми детьми: если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их, а теперь, когда говорит, что ни ангелы не знают, ни Я, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему»988.
Причину же умолчания о времени последнего суда св. Василий Великий находит в том, что «неполезно было людям слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда ещё долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии»989.
Вследствие неизвестности времени пришествия Сына человеческого, верующие должны духовно бодрствовать: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет.
Эта заповедь о духовном бодрствовании есть общая заповедь для всех последователей Христовых, на все времена, до самого конца мира: яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:37), – таково решительное слово Господа. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лице всея земли; бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти и стати пред Сыном человеческим (Лк. 12:34–36). Господь открыл им то, что полезно знать для того, чтобы сохранить благоразумную осторожность и не увлечься общим потоком беспечной чувственности. Якоже бо бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына человеческого; якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется; две мелюще в жерновах: едина поемлется и едина оставляется (Мф. 24:38–41). О такой внезапности пришествия Своего на страшный суд Господь предупреждал учеников ещё раньше, указывая им на времена не только Ноя, но и Лота (Лк. 17:26–30, 35–36). (Извлечение с опущением некоторых мест из книги: «Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем И. Христе», прот. П. Матвеевского. СПб. 1890 г. ст. 603–607).
2. Время жатвы есть изображение того времени, в которое наступит конец света
Когда в поле хлеб созрел, и пришла пора сжать, вы говорите: «скоро пройдёт лето, наступит осень и кончится год». Как в поле, так и в целом мире есть свой год, – год великий, безмерный, заключающий в себе не сто лет, не тысячу, не пять тысяч, а много столетий и тысячелетий, – столько, сколько угодно будет Господу, – и этот год когда-нибудь кончится, т. е. пройдёт весна мира, пройдёт лето, мир своей жизнью и делами склонится к осени, и тогда ему конец.
В поле у вас всё цветёт, красуется, спеет до жатвы; в мире живут люди, стоят деревни, цветут города, красуются царства и народы до той страшной годины, когда волей Господней положится всему предел и межа.
В поле, видя между пшеницей негодную траву, вы говорите: «не тронь её, не топчи пшеницу, пускай растёт, пока поспеет пшеница»; в мире, между людьми добрыми видя людей злых, Господь говорит: «пускай они живут до поры до времени; не стану их наказывать, чтобы вместе с ними не наказать людей добрых».
Наконец, в поле, когда хлеб поспел, пшеница зажелтелась, а вместе с ней выросла трава, вы говорите: «всё созрело, пора за серпы, пора за жниво», так и в мире: когда добрые поспеют в добре, праведные и святые, как пшеница, вызреют в правде и святости, а злые во зле, порочные и грешные почернеют, как куколь, во грехах и пороках: тогда Господь скажет: «пора Мне взять меч правосудия Моего и пожать нечестивых от земли, а праведных собрать, как пшеницу, в житницу Мою, т. е. в царство небесное.
Вот каким образом кончина мира похожа на жатву. («Воскресное чтение»).
3. В день всеобщего суда дела каждого откроются пред всеми.
«Святые предъявят тогда свои страдания, а грешники свои пороки; уста умолкнут тогда человеческие, и не будет надобности предлагать вопросы; тело будет то же, что зеркало, в коем отразятся все деяния человеческие на видение всем. Тела целомудренных проявят чистоту, а тело нечистого отразит безобразие. Каждый да научится сему из природы: плоды древа сокрыты внутри его; но вот приходит весна, – и то, что тайно содержалось внутри дерева, исходит наружу, и все видят их. Так в день суда и дела внидут наружу, и слова явятся всем видимы; – дела как плоды, и слова как листья дерева.
В самом теле человеческом есть сокровенное, которое выходит наружу в своё время: в младенчестве – зубы; в мужестве – брада; в старости – седина; так и в последний день суда: всё откроется пред очами всех, не только дела и слова, но все помышления, кои ныне сокрыты от знания других. Нет сокровенного, что бы не открылось, по слову И. Христа. Так как известно, что всё тайное обнажится в пришествие Христово, то очистим себя от всякой скверны плоти и духа, творя святыню в страхе Божием, дабы явленные всем дела наши доставили нам честь и славу, а не стыд». (Из «Пролога» 14 марта).
4. О пользе памятования страшного суда Господня
Св. Иоанн Златоуст учит: «если ты хочешь соделать душу свою жилищем, достойным Бога, то воспоминай беспрерывно о том страшном дне, в который, собранные у подножия престола Христова, мы должны будем дать отчёт обо всём, что сделали на земле, – в который грехи наши объявлены будут перед целым миром, и все наши действия, даже те, которые давно забыты нами, откроются, – в который мы увидим реку огненную и червя неусыпающего, – в который разогнутся книги наших сердец, и с высоты судилищ прочтётся история нашей жизни и объявятся все наши деяния, как тайные, так и явные, как те которые совершены под покровом ночей, так и те, которые сделаны при свете солнца. Всё, что сделано нами по неразумению, что даже забыто нами, всё откроется пред лицом неба и земли! – Там не только наши деяния, но слова и даже помышления составят предмет суда, и тяжкие наказания будут определены за грехи, которые мы считаем лёгкими».
«Размышляйте о сем прилежнее, воспоминайте чаще, имейте пред очами своими беспрерывно и оный неугасающий огонь, и того Судию, Который приидет судить живых и мёртвых, окружённый тысячами ангелов; представляйте себе, что вы уже слышите звук последней трубы и осуждение, поражающее грешников: вот, одни из них, подобно плевелам, собраны в снопы и брошены в огонь; другие, связанные по рукам и ногам, ввержены во тьму кромешную, иные преданы червю не усыпающему, плачу и скрежету зубов; кто осуждён за жизнь рассеянную и всецело приданную миру, кто за обиды, причинённые ближним, кто за соблазн братий, кто за преступления, которые никому не были известны, кто за слова праздные, кто за иные преступления, – только все грешники восстанут в стыдение вечное (Дан. 12:2) и навсегда лишены будут лицезрения Иисуса Христа, Который поразит их словами: аминь глаголю вам: не вем вас (Мф. 25:12)». (Из Творений св. И. Златоуста).
* * *
«Толкование св. Иоанна Златоустого. Беседа на евангелие Матфея», ч. 3, стр. 398.
«Творение св. Ефрема Сирина», Москва, 1858 г., ч. 2, стр. 399, 328.
Выражение св. Кирилла Иерусалимского «Творения св. отцов», Москва, 1855 г., т, 25, стр. 264.
Толкование св. Иоанна Златоустого. «Беседа на евангелие Матфея», ч. 3, стр. 339.
Толкование бл. Феофилакта. «Благовест», ч. 1, стр. 419.
Выражение св. Кирилла Иерусалимского «Творения св. отцов», т. 25, стр. 265.
«Благовест», ч. 1 стр. 423.
«Творения св. отцов», Москва, 1852 г., т. 19, стр. 443.
«Творения св. отцов», Москва, 1848 г., т. 11, стр. 166.
Там же, стр. 168.
«Творения св. отцов», Москва, 1844 г., т. 3, стр. 94.
«Благовест», ч. 2, стр. 201. См. также св. Иоанна Златоустого «Беседы на евангелие Матфея», ч. 3, стр. 410.
«Творения св. отцов», Москва, 1846 г., т. 7, стр. 166. См. также толкование св. Исидора Пелусиота. «Творения св. отцов», Москва, 1859 г., т. 34, стр. 79–80.