Источник

Часть 3, Глава 9Часть 3, Глава 11

Часть третья. Явления душевной жизни человека после его телесной смерти.

Глава десятая. О воскресении мёртвых

1.  О воскресении мёртвых по верованию св. угодников Божиих

Веру в воскресение мёртвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресение мёртвых воскреснет это тело нетленным925. «Не боюся я смерти, – говорил св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. – Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царёва, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «когда отрезают от виноградной лозы ветви её, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насаждённый в винограднике Бога Вышнего и присоединённый к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зелёным прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния926. В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому. Сей святитель пришёл в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал своё лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал; да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живёт в мире сем и умрёт. А Ираксу сказал: «слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины». Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своём заблуждении и исповедал слово истины927.

Утверждая и возвещая истину воскресения мёртвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение Его из мёртвых. Господь же в вящее утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов ещё в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – «Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мёртвые воскреснут?». – Ей, воскреснут, – отвечал мученик, – если мёртвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир?928 Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе Его пришествие будет общее воскресение мёртвых929.

2. Мысли о воскресении мёртвых

«Смерть не что иное есть, как долговременный сон» (св. Иоанн Златоуст).

«Как уснувший вечером пробуждается утром с обновлённой силой жизни, так уснувший смертью телесной пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения» (Филарет, митрополит Московский).

«Что наши могилы? Нива Божия, куда повергаются телеса, как семена, из которых неведомым для нас образом произрастёт некогда новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос» (1Кор. 15:35–38). (Духовный цветник).

«Червь приготовляет для себя гроб, заключается в нём и умирает; но с появлением благодатной весны из этого гроба возрождается лёгкая, блестящая бабочка, – и творение, пресмыкавшееся в прахе, порхает среди цветов благовонных; зёрнышко, брошенное в недра земли, раскрывается, возникает и красуется в виде золотистого колоса. Всё превращается и возрождается на земле, всё постепенно возвышается к совершенству. Человек ли, благороднейшее творение, подобие Вседержителя, будет несчастнее червя пресмыкающегося, беднее зерна ячменного! Нет! За пределами земного бытия простирается лествица к вечности» (Духовный цветник).

«Никакие частицы наших тел, как бы ни были они рассеяны, хотя бы тела наши истлели, хотя бы были сожжены, не погибают для Бога. Они переходят в те стихии, из коих взяты рукой Вседержителя» (Блаж. Августин).

«Богу легче, удобнее собрать прах тела человеческого, рассеянный по лицу земли, нежели нам собрать платье наше, раскиданное по комнате». (Иаков, архиепископ Нижегородский).

3.  Примеры воскрешения из мёртвых

1. В Иоппии, что ныне Яффа, жила одна христианка, по имени Тавифа, известная своим трудолюбием и благотворительностью. Во время пребывания ап. Петра в Лидде случилось, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице, и как Лидда не далеко была от Иоппии, то верующие, услышавши, что Пётр находился там, послали к нему двух человек просить его, чтобы не замедлил прийти к ним. Пётр тотчас пошёл с ними, и когда он прибыл, его ввели в горницу. Все вдовицы со слезами подошли к нему и показывали рубашки и платья, какие шила Тавифа, живя с ними. Пётр выслал всех вон и, став на колена, помолился, потом, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» и она открыла глаза и, увидев Петра, села. Он подал ей руку и поднял её. Потом, призвавши вдовиц и прочих верующих, представил её им живую. Чудо имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали во Христа (Деян. 9:36–42).

2. Один еретик старался поколебать истину православной веры и прельстил уже множество народа. По просьбе православных, тяжко скорбевших о таком бедствии, пришёл блаженный Макарий, чтобы оградить чистоту веры во всём Египте от волнения неверия. Когда еретик приступил к нему и хотел обмануть его неведение остротами из Аристотеля930, блаженный Макарий, ограничивая его многословие краткостью апостольской, сказал: «не в словеси царство Божье, но в силе931; пойдём на гробницы и призовём имя Господне на первого мертвеца, какого найдём, и, как написано, покажем нашу веру от дел932, дабы его свидетельством яснейшим образом подтвердить истину правой веры и доказать её несомненность не суетным словопрением, но силой знамений и показанием безошибочным». Услышав это, еретик, связанный стыдом пред окружавшим их народом, притворно согласился на предложенное условие и обещался прийти на другой день; но, когда народ, желая видеть чудо, собрался на другой день в назначенное место и ожидал еретика, тот, устрашённый сознанием своего неверия, скрылся и потом вовсе бежал из Египта. Блаженный Макарий, ожидавший его вместе с народом до девятого часа, когда увидел, что он ушёл со стыда, взял с собой людей, приведённых им в заблуждение, и пришёл к упомянутым гробницам. От разлития Нила весь Египет на значительное время обыкновенно покрывается водой и уподобляется тогда неизмеримому морю, так что совершенно невозможно человеческие тела зарывать в землю разве по окончании разлива. Поэтому у египтян вошло в обычай, набальзамировав тела умерших благовонными мастями, скрывать их в пещерах на возвышенных местах. Итак, блаженный Макарий, остановившись пред одним весьма древним трупом, сказал: «человек! если бы со мной пришёл сюда тот еретик, сын погибели, и я в его присутствии призвал бы имя Христа, Бога моего, скажи, встал ли бы ты пред этими людьми, которые развращены его лжеучением?». Тогда мертвец, приподнявшись, отвечал утвердительно. Авва Макарий спросил его: кто он был, когда жил на свете, в какое время жил и знал ли тогда имя Христово? Тот отвечал, что жил он при древнейших царях и об имени Христовом в те времена и не слыхал. Тогда авва Макарий сказал ему: «почивай в мире с прочими в чине твоём, доколе не пробудит тебя Христос в конце времён»!

Совершить это чудо побудила авву Макария нужда находившейся в опасности целой области, полное благоговение ко Христу и искренняя любовь к Нему. (Из сказаний Кассиана римлянина о подвижниках 15 гл.).

3. В созидаемой, с царского соизволения, церкви св. Парфений, епископ Лампсакийский (живший в IV веке), намеревался престол устроить из камня, находившегося в одном из разорённых языческих капищ, для чего он и поручил камень этот обделать искусным мастерам. По окончании работы камень повезли к церкви, но на дороге взбесились впряжённые волы; возчик, по имени Евтихиан, не могши сдержать разъярённых животных, упал под колеса, и повозка с тяжёлым камнем переехала Евтихиана, который тут же и умер. Узнав о несчастье, Парфений с несколькими гражданами прибыл на место происшествия и, увидев раздавленного возчика, стал на колени и начал со слезами молиться о возвращении жизни Евтихиану. С последним словом молитвы мертвец, на глазах всего народа, вдруг воскликнул: «слава Тебе, Христе Боже, возвращающий жизнь мертвецам», и встал исцелённый, как ни в чём не бывало, и довёз благополучно камень до церкви. С той поры в Лампсаке врачам нечего было делать: чуть кто чем заболеет – тотчас обращается к епископу – и тот именем Божиим врачевал недуги и болезни. («Четьи-Минеи», февраль).

4. В III веке, в дни нечестивого царя Декия, лютого гонителя христиан, в г. Ефесе жили семь юношей, по званию своему воины, дети городских старшин, добрые по жизни христиане. О них донесли идолопоклоннику царю, что они не приносят идолам жертв. Декий разгневался, лишил их воинского звания, но, жалея их благородства и красоты, дал им время на размышление. Юноши-воины, воспользовавшись данным сроком, удалились из города в одну глубокую пещеру, около горы Охлан, чтобы молитвой приготовиться на предстоящие страдания, взявши несколько сребреников на нужды. По временам младший из них тайно пробирался в город за покупкой пищи.

Раз он услышал, что по приказанию царя их ищут на суд и на страдания. В виду опасности, юноши удалились в глубину пещеры, так что и посланные не могли найти их. Тогда царь приказал загородить самый вход в пещеру камнями, чтобы совсем задушить юных христиан. При этой работе были тайные христиане; они записали имена и страдания юношей на двух оловянных дощечках и в медном ящике положили их между камнями.

После Декия прошло уже 200 лет, на греческий престол вступил Феодосий младший, император-покровитель христиан. Он по поводу появления еретиков, отвергавших воскресение мёртвых, тужил, скорбел и молился Богу о вразумлении заблуждающихся. Господь услышал молитву благочестивого царя – и открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых.

Работники владельца горы Охлан, разбирая камни на строившуюся ограду, сделали отверстие в пещеру. В это время Господь оживотворил семерых юношей, спавших около 200 лет: они воскресли, как бы пробудившись от сна, одежды их были целы, тела не изменились, сами не постарели. Думая, что наступило утро, юноши, по обычаю, послали младшего брата своего в город за покупкой пищи. Взявши сребреник, он пошёл со страхом, как при Декии, но когда приблизился к городским воротам и увидал на них честные кресты, когда услышал громко и открыто исповедующих имя Христово, то невольно удивился и спросил: «как этот город называется?». – Ефес, отвечали ему. Юноша подошёл к торговцу хлебом и в уплату за хлеб подал сребреник. Увидев монету с изображением Декия, вышедшую из употребления, торговцы представили незнакомца городским властям. Пред начальником города юноша открыл, кто он, где и с кем живёт. Тут же случился епископ, он сказал начальнику: «придём с юношей видеть чудо!».

Епископ, начальники и народ пришли к пещере, нашли медный ящик, прочитали написанное и отыскали других 6 юношей, красивых, весёлых и, поклонившись им в ноги, выслушали от них самих рассказ о пребывании в пещере. Сам император Феодосий, по письму епископа, прибыл в Ефес, поклонился и поцеловал воскресших.

Юноши, побеседовав с благочестивым царём и преклонив главы, уснули сном смерти, по повелению Господа, до второго Его пришествия. («Четьи-Минеи». 4 августа).

5. Во время епископства св. Доната, некая жена лишилась своего мужа. Ко вдовству её присоединилась новая скорбь: один бесчестный заимодавец, получивши с умершего долг, не отдал ему расписки в получении долга и стал требовать долг со вдовы его, не давая без того погрести тело умершего. Вдова обратилась к помощи епископа. «Верно ты знаешь, спросил епископ, что долг уплачен?» – Верно знаю, долг уплачен за несколько дней до смерти, но расписки не получено. Тогда святитель убеждал заимодавца не беспокоить умершего. Заимодавец с упорством требовал своего долга и даже поносил святителя. Тогда епископ, подошедши к одру умершего, коснулся его рукой и воззвал: «слыши, человече!» Мертвец ожил, открыл глаза и сказал: «что, владыко?» – «Встань и посмотри – что делать с твоим заимодавцем: он не даёт погребать тебя, требует долга и имеет в том расписку твою». Оживший мертвец, грозно посмотрев на заимодавца, обличил его ложь и неправду, указав даже, когда и на каком месте он заплатил ему долг. Заимодавец стоял, как немой. Мертвец требовал расписки, и когда тот отдал, то разодрал её. После сего он обратился к святителю и сказал: «благо сделал ты, владыко, что возбудил меня на обличение сего грешника; повели мне уснуть». – Гряди, чадо, в покой! – и оживший мертвец снова уснул сном смертным. («Четьи-Минеи», 30 апреля).

6. Одна жена, пришедши к св. Макарию египетскому, со слезами высказывала ему свою скорбь о том, что умерший муж её позабыл сказать ей, где он положил взятое под залог. Преподобный повелел откопать гроб его и спросил умершего: где он положил заложенное? Мертвец из гроба указал это место. Тогда преподобный сказал ему: «усни опять до дня воскресения». («Четьи-Минеи», 19 января).

Приложение

Какими телами мы воскреснем?

При решении вопроса о свойствах воскресших тел обыкновенно сначала говорят об основе или сущности тела, которое будет обладать этими свойствами, а потом останавливают внимание и на самих этих свойствах.

Тело воскресшее будет то разрушившееся по смерти тело, которое мы имеем при жизни нашим собственным телом. Истина этого положения столько же следует из самого новозаветного понятия о воскресении тела нашего, сколько подтверждается многими частными местами Нового Завета. Таково изречение Спасителя: «сущии во гробех услышат глас Сына Божия» и т. д. Таковы слова апостола: «подобает тленному сему облещися в нетление», в которых бл. Феодорит933 видел указание апостола как бы перстом на учение о воскресении не другого какого-либо тела, а того же самого смертного тела, которое подвержено закону тления. То же учение имеется ввиду у апостола, когда он тело, имеющее преобразиться, называет «телом смирения нашего»934, признаёт в настоящих, хотя мертвенных, телах верующих присутствие Духа Святого935 как внутренний, несомненный залог их воскресения; из мысли о воскресении тела936 выводит правило не употреблять тела на нечистые, плотские и беззаконные действия, чего ни сделал бы, если бы будущее тело не было то же, которое носим в земной своей жизни.

Но понятие тожества нашего тела не исключает понятия его изменения. Так, если о нашем физиологическом теле утверждают, что оно в продолжение известного количества лет делается совершенно новым, оставаясь тем не менее нашим собственным телом, то тем более это можно и до́лжно сказать о теле нашем по воскресению. Изменение с нашим телом произойдёт моментально при самом акте нашего воскресения; намёк на это видят937 в изречении Господа о телах воскресших: «в воскресении они, как ангелы Божии». Указание на отличие воскресшего нашего тела от настоящего, земного тела при основном тожестве обоих, находится уже в том сравнении тела, имеющего воскреснуть, с истлевающим в земле семенем, которое апостол предложил коринфянам для изъяснения образа воскресения. Как растение по своему внутреннему строению и внешней форме отличается от своего зерна, сеющегося в землю, так и тело воскресшее по своим качествам будет отличаться от тела земного и погребённого. Отличие это, не без отношения к сравнению апостольскому, обстоятельно, хотя и сжато, охарактеризовал св. Григорий Нисский в известном своём слове «о душе и воскресении». «Как пшеничное зерно по разложении своём в земной глыбе, оставив количественную малость и в качестве наружного вида отличительное свойство своё, не утратило само себя, но само в себе пребывая, делается колосом, весьма много отличаясь от себя самого величиной, красотой, разнообразием и наружностью; таким же образом естество человеческое, оставив в смерти все свои отличительные свойства, какие приобрело страстным расположением, разумею бесчестие, тление, немощь, разности возраста, не утратило себя самого; но, как бы в колос какой, пременяется в нетление, славу, честь, силу, совершенство во всём, и жизнь его не естественными управляется уже свойствами, но переходит в некое духовное и бесстрастное состояние938. В этих словах Григория Нисского читатель не может не заметить, как св. отец переходит в таковом своём размышлении от образного сравнения апостольского к собственным словам апостола относительно отличительных признаков тел наших по воскресению. Собственные слова и мысли великого апостола языков об отличительном характере тел воскресших заключаются во всём их объёме и развитии в 12 стихах с 39 по 50 включительно 15 главы 1 послания к коринфянам. Прямым переходом от вышеприведённого и рассмотренного сравнения тела нашего воскресшего с телом – растением, развившимся из посеянного в землю голого зерна, – переходом к ясному обозначению характеристических черт тел по воскресении служит для апостола указание на различные организмы земли и неба. Как существует плоть человеков, плоть скотов, плоть птиц и плоть рыб; как есть тела небесные (планеты, но не тела ангелов,939 ибо ангелы не имеют тел), и тела земные – плоти и организмы различные, точно так же тела воскресения будут различны от тел погребённых. К тому же, слава первых тел – тел воскресения будет различна, как различна слава солнца, луны и звёзд940. Различие, о котором речь у апостола в этих словах, есть различие предмета не по существу, а по внешним качествам и свойствам. Апостол не хочет сказать в одной части сравнительного периода о прямом и резком различии между плотью неразумных животных и плотью разумно-свободного существа человеческого, упоминая о плоти людей, скотов, рыб и птиц, апостол присоединяет определение «ина», каковую инаковость дальше показывает среди тел однородных: «ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звёздам: звезда бо от звезды разнствует во славе». Живо, таким образом, напечатлевши в сознании читателя мысль о внешней различности тел известных при теперешнем земном нашем существовании и при здешнем внешнем опыте и наблюдении, апостол замечает в начале второй части сравнительного периода: «такожде и воскресение мёртвых»941. Дальнейшая942 речь апостола показывает, какими же именно качествами будет различаться тело воскресения от теперешнего нашего тела. Что и среди этих качеств мы не найдём ни одного, которое бы указывало на новое существо или природу тела по воскресению, – это будет ясно из следующего изъяснения.

Первое и главное из указанных апостолом свойств воскресшего тела, составляющее, можно сказать, основной и специальный характер тела воскресения, есть его духовность, оно и в перечне свойств поставлено апостолом в конце, как заключающее и обнимающее все остальные свойства. Духовность будущего тела апостол противопоставляет943 теперешней его душевности: «сеется тело душевное, восстаёт тело духовное; есть тело душевное, и есть тело духовное». Понятие «тело душевное (sw ma _psuxikón)» и «тело духовное (sw ma pneumatikón)» стоят в тесной связи с понятиями священных писателей вообще и в частности ап. Павла о душе и духе. Душа (_psuxh') – низшая сторона внутреннего существа человека, имеющая отношение и к жизни животных вообще944 (ибо и животные, по Писанию, имеют душу); дух (pneu ma) – есть высшая сторона человеческого существа, обращённая945 к Духу Божию, нас возрождающему, освящающему. Соответственно этому, тело душевное есть тело, приспособленное к низшей стороне человеческой жизни – душе, ею единственно определяемое и управляемое, – теле как чувственный орган души, тело материальное, или, как его ещё называет св. апостол, тело перстное (sw ma xwikón)946, земляное, которое мы носим на земле (sw ma е=pígeion)947. Тело духовное есть тело, соответствующее высшей стороне человеческого существа – его духу, тело, главным образом и всецело определяемое и управляемое духом, как орган духа, назначенное для нашего как бы небесного жилища (sw ma е=pouránion)948. При этом, конечно, нельзя думать, чтобы наше будущее духовное тело не имело той души, которую мы имеем в нашем теле здесь, на земле. Представление о душе так же мало исключается понятием о духовности нашего тела по воскресению, как нисколько не устраняется мыслью о душевности нашего настоящего, земного тела представление о господствующем над этим телом духе. Это уже соображение идёт отчасти против тех толкователей, которые из указанного апостолом признака духовности нашего будущего тела заключали, что ап. Павел хотел сказать о теле воскресения, составленном из духа (pneu:'mato_s), как некоторой тонкой материи949. Против же мнения о духовном составе или природе тела по воскресению свидетельствует и собственное выражение апостола: «восстаёт (е=geíretai) тело духовное». Восставать, воскресать может только то тело, которое посеяно в землю, умерло, следовательно, тело из обычной, чувственной материи, хотя и вполне приспособленное по воскресению к потребностям духа. Что же касается тела фантастически и мнимо созидаемого из духа или другой какой-либо небесной субстанции, то, как о нём можно было бы сказать, что оно восстанет или изыдет из гроба? Усвояя же нашим вниманием и памятью мысль новозаветного Писания, что воскреснет наше тело, имеющее и в здешней земной жизни начаток духа, воскреснет со свойством полной духовности, мы должны определить это главное свойство тела воскресения более частными чертами и, таким образом, вполне и прямо показать отличие тела духовного от тела душевного.

Со стороны отрицательной, отличие тела духовного от тела душевного характеризуется отсутствием двух инстинктов настоящего душевного тела: инстинкта самосохранения и инстинкту продолжения рода. Относительно первого ап. Павел свидетельствует, что теперешние органы для материального процесса питания в будущем духовном нашем теле упразднятся «Брашно950 чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит», и это потому, что «плоть и кровь не могут войти в духовное царство Божие»951. Что касается второго, то Сам Божественный Учитель наш сказал:952 «в воскресение ни женятся, ни посягают». «В воскресение» этим означается не только начальный момент новой жизни, но все вообще состояние воскресших людей в будущем веке, как показывает соответствующее место у евангелиста Матфея. Относительно образа жизни лиц воскресших у него говорится: «в воскресение ни женятся, ни посягают, но яко ангели на небеси суть», этим ясно обозначается, что воскресение не совершенно и во всём будут подобны ангелам, но их жизнь и взаимные отношения в духовном теле воскресения будут таковы же, как отношение ангелов Божиих между собой, дышащее чувствами искреннейшей любви и полной симпатии. Этим, впрочем, нисколько не отменяется в лицах воскресших различие пола, которого нет в природе ангелов, а только устраняется теперешнее, физиологическое отношение полов между собой. Всякий, без сомнения, согласится, что признак пола относится к индивидуальной особенности человека, а каждый человек, будет ли то мужчина или женщина, воскреснет, облечётся духовным телом воскресения в той же индивидуальности, в какой «был и на земле, иначе не выполнялось бы требование воскресения того же самого тела, какое было с нами на земле. Для тех, которые, подобно Оригену и оригенистам, стали бы утверждать, что воскресшие духовные тела будут рода мужеского, как рода более совершенного, можно сослаться на известные слова Господа нашего И. Христа о царице Савской953, полагая силу доказательства этих слов в признаке женственности этой южной царицы, при каковом условии мысль, заключающаяся в доказательных словах Господа будет выражена с таким оттенком: женщина, этот слабый «немощнейший954 сосуд», поверила мудрости Соломона, и она некогда, как женщина, осудит неверующий иудейский народ.

Со стороны положительной, духовное тело воскресения будет отличаться от душевного особой тонкостью и проницательностью. Тонкость эту можно представлять в отсутствии грубой твёрдости и дебелости настоящего земного тела, но не в лишении осязаемости и чувствительности, как показывает пример воскресшего тела Христова, доступного осязанию; и тем менее в уподоблении будущего тела пару, облаку или эфиру, как хотели Евтихий, Ориген и даже Златоуст, производя эпитет будущего нашего тела pneumatikón от pneu ma воздух. Проницательность будущего тела – это такое свойство, в силу которого тело духовное, не наполняя пространства, может существовать одновременно с другим телом в одном и том же месте. Проходить через затворённые двери, такова, например, сила свойства проницательности тела: об этой силе мы знаем из случая, бывшего с Христом воскресшим. Известно, что Он со Своим прославленным телом прошёл через «двери заключённые»955; ничто, кажется, не препятствует принять, что свойство проницательности так или иначе обнаружится в нашем будущем теле, сообразном956 телу воскресшего Господа.

Мысль о сообразности нашего тела по воскресению с телом воскресшего Господа заслуживает того, чтобы быть отмеченной особо. Эта мысль проходит красной нитью в ряде мыслей ап. Павла от стиха 45 по 49 15 главы 1 послания к коринфянам. Исследуя эти стихи послания, мы наталкиваемся, прежде всего, на цитату из ветхозаветного Писания; «тако и писано есть: бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ»957. Наименование «Адам» вызывает в сознании мысль о родоначальнике, и так как вообще каков родоначальник, таковы и его потомки, то и в частности каков второй Адам, или прославленный человек Иисус, таковы и будут воскресшие верующие в Него. Но что же есть и представляет собой второй Адам на взгляд апостола? Он есть – дух животворящ. Что хочет сказать этим апостол? Судя по связи между 45 и 44 стихами, то, что второй Адам не есть (sw ma _psuxikón) тело душевное, каковым было тело Иисуса во время земной Его жизни, но что Он имеет тело, сделавшееся по воскресению (pneumatikón) духовным, и вот почему второй Адам стал (pneu ma zwopoioὕn) духом животворящим, т. е. человеком, у которого дух сообразнен с телом, которое есть тело воскресения958. Таковы же, думает ап. Павел, будут и тела воскресших и изменённых праведников или верующих. Что это именно так, апостол ясно выражает, говоря: «яков небесный, тацы же (будут) и небеснии»959, т. е. те, которые будут носить образ небесного960. Этот небесный образ воскресшие примут тогда, когда «вторый Человек» придёт с неба (во время Его пакипришествия961. Тогда второй Адам оживит Своим духом тех, кои на Него будут похожи962. Называя Христа воскресшего и прославленного «вторым Человеком с неба», апостол тем намекает на Его человеческую, пневматическую природу, с которой Он восшёл на небо при Своём вознесении, или, ещё, на Его «тело славы», о котором апостол говорит в послании к Филиппийцам963. Конечно, воскресшие верующие люди будут подобны воскресшему своему Родоначальнику и в том, что тела их определены будут для них с неба от Бога.

Наши воскресшие тела по признаку духовности будут подобны воскресшему телу Христа; но они будут подобны Ему и по другим своим качествам, тесно связанным с главным свойством тела воскресения, именно духовностью.

Духовное тело воскресения, как не нуждающееся в телесном пропитании и другой какой либо материальной поддержке и охранении, будет чуждо дряхлости и слабости и всего того, что носит печать старческой хилости. Воскресшее тело наше будет в силе (е=n dunámei). Строго говоря, трудно определить это свойство воскресшего тела, «будем ли мы в теле воскресения действовать подобно Солнцу, оживляющему Землю через отдалённое пространство, или будем так легки, как воздух, как свет, как огонь, раскроется это только на краю вечности»964. Во всяком случае, несомненно, к свойству воскресшего тела – силе принадлежит здравость и полнота жизни тела в связи с неустанным, благовременным употреблением его членов. Между прочим, к действию этого свойства относится и то, что воскресшие и изменённые тела по движению воли будут иметь возможность подняться на воздух965.

В связи со свойством воскресшего тела – силой стоит свойство того же тела – слава. «Сеется не в честь, восстаёт во славе», т. е. сеется в область бесчестия, в область обычного неизбежного разложения, восстаёт окружённое славой. Как понятие бесчестия нельзя рассматривать в смысле обозначения сущности, из которой состоят тленные тела, так и понятие славы нельзя признавать за выражение сущности, из которой образуются тела воскресения. С отрицательной стороны, славу воскресшего тела удобно понимать в смысле удаления всяких телесных недостатков, безобразий и уродств, которые и в теперешнем теле признаются за изъян, нескрадываемый даже кистью ретушёра. Наружное бесчестие известных членов тела по воскресению его также совершенно прекратится. Слава воскресшего нашего тела, хотя не собственная, но отражение славы Божией, будет достаточным для него одеянием, так что тело наше по воскресению не станет чувствовать той наготы и пустоты, которая и теперь иногда вызывает краску на лице – ясное свидетельство раздвоения между духом нашим и плотью. С положительной стороны, слава будущего тела есть не что иное, как необыкновенный свет этого тела, качество, указываемое не раз с особенной силой священным Писанием как Ветхого966, так и Нового Завета. В Новом Завете Сам Господь говорит967: «Праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их». И апостол Павел открывает нам, что «Христос преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его»968. У того же апостола воскресшие тела сравниваются со светилами небесными, причём различием света в этих небесных телах образно указывается969 на различие световой славы в наших телах, соответственно различным степеням совершенства жизни духовной. Примеры будущего прославления нашего тела можем видеть в обоих законодателях Ветхого и Нового Заветов. О Моисее встречаем свидетельство в книге Исход970, буквально изъяснённое апостолом Павлом971: «Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его», которой он был облечён за время своего сорокадневного пребывания с Божеством, при написания закона. О Спасителе нашем также, при событии преображения, известно972, что лицо Его просияло, как солнце, в световом блеске, который сильно подействовал на учеников и поверг их в блаженное восхищение. Не излишне при этом припомнить, что ангелы чувственным, видимым образом являются в светлых телах. Сходство жизни нашей по воскресению с ангельской необходимо требует, чтобы и тела наши, как и временные тела ангелов, были светоносны.

В силу же духовности воскресшее тело наше будет и нетленно. «Сеется в тлении, восстаёт в нетлении». Нетление есть такое свойство воскресшего тела, которое заключает в себе два других качества: славу и силу, и ближе их стоит к главному, характеристическому свойству воскресшего тела, духовности. Воскресшее тело, как нетленное, будет крепче и сильнее настоящего, оно не будет уже разложимо на свои составные части или основные элементы. Вместе с душой, которая никогда не выйдет из духовного прославленного тела, последнее будет иметь непрерывное участие в бессмертии, этом славном свойстве вечного Бога. «Ни умрети ктому могут, – говорит И. Христос о тех, кои улучили век он, – равни бо суть ангелам и сынове суть Божии, воскресения сынове суще»973. В этих словах Господа мысль отрицательная о невозможности умирания для тела воскресшего доказывается двумя параллельными, взаимно дополняющими утвердительными предложениями: «равни суть ангелам» и «сыны суть Божии»; а эти предложения в свою очередь сводятся к положительной мысли, как своему доказательству, «потому что сыны воскресения». В новозаветном выражении: «сын воскресения», которое составлено по прямому противоположению ветхозаветному «сын смерти», понятие воскресения берётся в усиленном смысле, в смысле совершенной, побеждающей смерть жизни, к которой призваны будут участвовать воскресшие. В силу этого участия воскресшие суть сыны Божии (название обыкновенное для ангелов) и равны ангелам. Ангелы, понятно, здесь мыслятся как духи (pneúmata) бессмертные, непосредственно участвующие в вечной жизни Бога Духа; их духовной природе являются подобными воскресшие со своим духовным телом974, но не тожественными. Свойство же нетления будущего нашего тела ясно обозначается апостолом Павлом в известных словах: «вемы, яко, аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех». Мысль, выраженная в этих словах у апостола образно, через противоположение, есть та самая мысль, которая иначе выражена у апостола словами: «тленное сие облечётся в нетление». Так, прежде всего, будущее тело наше называется словом создание; слово означает прочное, долговременное здание в противоположность временной, краткосрочной постройке. Далее говорится, что создание будет, т. е. наше будущее тело произойдёт, от Бога, будет стоять в необходимом, существенном отношении к Нему, будет определено Самим Богом; поэтому оно будет вечно так же, как вечен произведший его Бог. Как непосредственно происшедшее от Бога, от действия Его всемогущества, будущее наше тело воскресения называется у апостола, в отличие от настоящего, первоначально сотворённого из персти земной, тела, «храминой нерукотворённой», чем ещё раз указывается на признак неразлагаемости будущего нашего тела, его вечность. В заключение замечается первоверховным апостолом, что и внешняя среда, которая будет определена для тела воскресения, есть небо, «на небесех», среда, подобная той, в которой обитают ангелы, и нисколько не похожая на тлетворно подчас действующую среду у земного нашего тела975.

Как тела праведных облекутся во славу, будут сиять невыразимым светом, так в противоположность тела грешных оденутся в бесчестие. Они будут также нетленны и бессмертны, но эта честь, – по выражению Златоуста, послужит им к мучению и наказанию. Одни, – говорит пророк, вступят в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное; (одни) просветятся, аки светлость тверди, аки звезды, во веки (Дан. 12:2–3), а другие омрачатся, как ночь и тьма. Это потому, что всё будущее состояние наше разовьётся, как из семени, из настоящей жизни. Кто здесь омрачил, обезобразил своё внутреннее существо постыдными волнениями страстей и усилил этот внутренний мрак делами преступными, тот в новом мире оденется всем существом своим во тьму и бесчестие; как в душе, так и по внешнему виду окажется мрачным и безобразным, потому что тело будет образом духа; на нём, как в зеркале, отразится весь постыдный образ души, омрачённой пороком. Беззаконные не будут иметь и той свободы, в которой увидят себя праведные. Отдавши сердце своё земле, а не Богу, прилепившись к образам мира сего, которые прейдут, они увидят себя в тесноте и скорби; как в душе, так и в теле для них откроется источник болезненных, мучительных чувствований.

Скажем теперь о том, что последует с теми людьми, которые доживут до дня воскресения. Они, по учению слова Божия, в тот день вдруг изменятся. «Не все мы умрём, – говорит апостол, – но все изменимся, вдруг, в мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:51–53). «Сперва умершие воскреснут, потом живые изменятся. Сие говорим вам словом Господним, – говорит апостол, – что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу» (1Сол. 4:15–17). Итак, все те люди, которые доживут до пришествия Господня, уже не испытают смерти, но чудным изменением вдруг увидят себя в новом теле, в новом состоянии; не испытавши смерти, совлекутся тления и смертности и облекутся в нетление и бессмертие, примут все те свойства, с которыми воскреснут умершие. Потому что «плоть и кровь царствия Божия не могут наследовать, и тление не наследует нетления; сему тленному телу должно облещись в нетление», чтобы вступить в новое славное царство Божие, быть сообразным тому высшему состоянию, в которое Господь приведёт Свои творения, с открытием будущего века976.

После того как совершится воскресение мёртвых, и последует изменение живых, откроется последний страшный суд, которым окончательно определится участь духовно-нравственных существ.

* * *

925

Январь 17.

926

Ноябрь 27.

927

Мая 12.

928

Июнь 15.

929

Июнь 13.

930

Знаменитый греческий учёный философ.

933

Migne Patr: Cursus completus T. LXXXII. p. 368.

936

1 Kop. 6:14, 16, 19, 20.

937

Ibid. p. 107.

938

Творения св. Григория Нисского, ч. 4. 321 и 322 стр.

939

Против А. Wabnitz’а.

941

Ст. 42.

942

Ст. 42–44.

943

Ст. 44.

947

Ст. 40 ср. 2Кор. 5:1–2.

949

Так Zeller, в D. thelogische Iahrbücher, 1852 p. 297. Sabatier. L’Apotre Paul. 1 ed. 1870 p 277.

951

Кор. 15:30; cp. Ин. 3:3, 5.

958

Ср. Wabnitz. Ibid. p. 124.

960

Ст. 49.

961

Ст. 47.

962

Ср. ст. 22.

964

Христианское чтение 1824 г. Стр. 208.

966

Например, Дан. 12:3.

970

Исх. 34и далее.

974

Так Olshausen.

975

См. Учение св. евангелия и апостола о воскресении мёртвых. Н. Виноградова.

976

Душеполезное чтение 1862 г. Часть III.


Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. / сост. Дьяченко Г.М. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 784 с.

Комментарии для сайта Cackle